05.03.2018
«Закрытый гештальт» Константина Фама
Режиссер «Свидетелей»: «У меня было ощущение, что небеса разверзнутся, и Г-сподь пошлет молнию».
В этом году кинорежиссер Константин Фам закончил съемки киноальманаха «Свидетели», посвященного теме Холокоста. Альманах состоит из трех новелл, которые называются «Туфельки», «Брут» и «Скрипка». Сегодня съемки картины закончены. Его третья часть, как и первая, и вторая, выдвинута на «Оскар» в номинации «Лучший игровой короткометражный фильм». Рассказывает Константин Фам:
– Мы закончили фильм, который длится сто две минуты: «Туфельки» – пятнадцать минут, «Брут» – тридцать семь и «Скрипка» – пятьдесят. Герои первого – красные туфельки, которые вместе со своей хозяйкой проживают счастливую мирную жизнь, а заканчивают свои дни в Освенциме. Вторая новелла – о щенке овчарки, любимце теплой еврейской семьи. Собака из лучшего друга человека превратилась в озверевшего концлагерного охранника-убийцу. «Скрипка» – о музыкальном инструменте, который по-разному звучит в разных руках. К молодому человеку, имеющему еврейские корни, но не интересуется своим происхождением, вместе со скрипкой пришла история семьи.
– Во время прошлого интервью с вами у меня сложилось впечатление, что вы считаете себя человеком везучим – по крайней мере, в рамках «Свидетелей» – как будто сам Б-г ведет вас по этому проекту. С «Брутом» и «Скрипкой» тоже так было?
– Один из самых вдохновляющих моментов в работе над «Скрипкой» стал для меня звонок ныне, к сожалению, покойной Веры Витальевны Глаголевой. Ей как эксперту министерства культуры попал в руки сценарий «Свидетелей». И вот однажды утром я в собственном телефоне услышал звонкий голос: «Здравствуйте, я Вера Глаголева!». Представляете? Мне позвонила народная артистка с тем, чтобы искренне поблагодарить меня за то, что я первым в России взялся за эту тему и пожелать удачи. Вообще, эксперты минкульта не звонят режиссерам: возможно, Глаголевой – еврейке по матери (что она никогда не афишировала) близка была тема Холокоста.
– Вы так давно снимаете о Катастофе. Тема, конечно, страшная и неиссякаемая. Но вы не боитесь того, что можно назвать «синдромом артиста Александра Демьяненко», которого ни в каких ролях, кроме Шурика, воспринимать не могли? Не боитесь стать режиссером только картин о Холокосте?
– Нет. Для меня было очень важно завершить именно это кино. Я хочу его продвигать не только как художественную картину, но и как образовательную программу. Да, снимая «Свидетелей», я отказывался от всякой другой работы, даже той, что могла принести хорошие деньги: например, от съемок сериалов. Я ведь не мог себе позволить на полгода выпасть из процесса.
Но следующим проектом моим, я надеюсь, будет фильм уже на другую тему. Его рабочее название – «Допрос Мейерхольда». Конечно, у убитого во время сталинских репрессий великого театрального режиссера были в роду евреи. Но история его жизни связана с другой катастрофой.
– Значит, «Свидетели» помогли вам завершить своего рода персональный гештальт.
– Если так можно выразиться, гештальт завершился во время съемок последней сцены – скрипичного концерта у Стены Плача. Хотите верьте – хотите нет, но у меня было полное ощущение, что небеса разверзнутся, и Г-сподь пошлет молнию. В этот момент в моей голове пронеслись многочисленные эпизоды съемок. Мы работали и в Нью-Йорке, Париже, Праге, и в Брестской крепости, и в Освенциме. У нас сыграли удивительные артисты: супружеская пара Оксана Фандера и Филипп Янковский, Михаил Горевой и Аня Чурина, Владимир Кошевой и Маруся Зыкова, Вячеслав Чепурченко и Марта Дроздова.
Огромной находкой для нашей картины стал известный актер и скрипач Ленн Кудрявицки. Он родился в Ленинграде. Ребенком родители его увезли в Германию. Играет на скрипке и хорошо говорит по-русски. О таком артисте я мог только мечтать! Также настоящим открытием стал скрипач из лондонской консерватории – Алим Кандур. Для него наша картина стала актерским дебютом.
А если вернуться к завершенному гештальту... Я чувствую себя частью народа, частью культуры. И мне больно, что все мои родственники по материнской линии сгинули в Холокосте. Фильм как будто мне помогает налаживать связь с ними...
– Насколько нам известно, вы в Москве организуете фестиваль еврейского кино.
– Да. Вместе с моим партнером Егором Одинцовым. В столице на мероприятия в рамках нашего Третьего Московского Еврейского Кинофестиваля пришло больше шести тысяч человек. Средний возраст зрителей – 25-30 лет. Фильмы показывали в зале кинотеатра «Октябрь», вмещающем 1700 зрителей. Приехал знаменитый немецкий актер Ларс Айдингер, который исполнил роль Николая II в фильме «Матильда» Алексея Учителя...
Летом этого года надеемся провести еврейский кинофестиваль в Петербурге.
Мария Конюкова
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2