31.07.2017
Репатриант из Крыма, построивший Иерусалимский Храм
В Кдумим и соседних поселениях Михаэля Осниса знают все. Ведь это «тот самый Михаэль, который строит Храм». Причем строит он его не в возвышенно-философском смысле (что можно сказать о каждом еврее), а в буквальном. Впрочем, начнем по порядку. Михаэль Оснис репатриировался с семьей из Крыма в 1990 г., в эпоху Большой Алии. До репатриации Миша закончил строительный техникум, потом поучился в строительном институте и бросил. Живя в Крыму, брался за разную работу, но ощущения полноты жизни не было – «душа ни к чему не лежала», хотя Михаил всегда очень любил строить и вообще что-то делать своими руками.
Прошли пять лет на новом месте. И тут неожиданно случилось то, что в корне изменило жизнь Михаэля и его взгляд на мир.
Рассказ Михаэля
Судьбоносная картина
– В 1995 году я гостил в Кфар-Хабаде у одного старожила из бывшего СССР. Его дети играли в карточную игру. На полу лежали полукругом большие карты с рисунками. Старший мальчик подымал одну карту и спрашивал у малышей: «Что на ней?» Те отвечали. Я залюбовался. Некоторые рисунки я узнавал. Вот большая булка, как оказалось потом – субботняя хала. Вот семисвечник, но назвали его дети на иврите – Менора. А вот свиток Торы. Но вот, перейдя к следующему рисунку, я почувствовал в нем большую силу, он что-то «излучал», хотя изображение было мне непонятно. Карта так и притягивала взгляд. Я поднял ее с пола и спросил: «Это что?»
Мне ответили, что здесь изображен наш Храм, какой он был до разрушения римлянами. Во мне вдруг словно заработал какой-то механизм, выплеснувший шквал вопросов: «Что такое Храм, для чего он был нужен, что там делалось, где можно о нем почитать?»
Мне объяснили, как человеку неверующему: «Сначала прочти "Иудейскую войну" Иосифа Флавия, а самые точные данные найдешь в Мишне, где записаны воспоминания мудрецов, живших до и после разрушения Храма».
Я тут же рванул домой в Кфар-Сабу. В одном из русских книжных магазинов приобрел «Иудейскую войну». А в груди все время колотилось беспокойство – быстрей узнать, что же такое Храм. Подождав, пока дома все улягутся, я раскрыл «Иудейскую войну». Нашел место, где описывается Храм. С таким интересом я никогда ничего не читал. Было ощущение, что впервые соприкасаюсь (а мне было тогда уже 45 лет) с чем-то очень важным, что утаили от меня в жизни.
Чтобы основательно разобраться во всем, я несколько раз подряд прочел эту книгу. С Иосифом Флавием разговаривал, как будто с моим современником. Но чаще всего меня тянуло перечитывать описание Храма. В это время на меня находило спокойствие и умиротворение.
Удивительный сон
Однажды мне приснился сон. Я лечу куда-то в полной темноте назад по линейке времени. Пролетаю над 1800 годом, вот приближаюсь к 1600-ому... Где-то после 300-го года вдалеке забрезжил свет. Передо мной заблестело громадой мрамора огромное здание. Я почувствовал, что это и есть Храм, что это – центр Земли. Из окон Храма изливался волнами свет. Он распространялся во все стороны и нес всему человечеству спокойствие, мир, благосостояние и доброту... Но пора возвращаться домой, подо мной опять линейка времени. Подлетая к 1995 году, я сказал себе: «Ты видел прошлое, посмотри вперед, может увидишь будущее». Но очень тяжело было приостановиться. В конце концов, невероятно напрягшись, остановился на какую-то секунду, поднял голову и посмотрел вдаль. За горизонтом поднимался во все стороны тот же храмовый свет, как из прошлого. Радость моя утроилась. Понял, что это свет от нашего будущего Храма и что он уже не так далеко от сегодняшнего времени».
Первая модель Храма
С этого момента жизнь Михаэля круто изменилась – он наконец-то ощутил всю ее полноту. Михаэль начал соблюдать кашрут, Субботу и другие заповеди. А еще он начал создавать модели Иерусалимского Храма. Первую построил в конце 1995-го года. Для этого пришлось освоить резьбу по мрамору, позолоту. Пригодились и полученные во время учебы в институте навыки чертежника. Размеры и внешний вид строений храмового комплекса были знакомы из книг Флавия. Уже позднее Михаэль узнал, что описание параметров Храма у Флавия и в талмудическом трактате «Масехет Мидот» практически идентичны. Михаэль строил свою первую модель целый год. Односельчане, особенно дети, прослышав, сбегались посмотреть.
Михаэль у себя в мастерской
Визит сотрудника Института Храма
Узнал об этом необычном строительстве и сосед Михаэля, Моше Ашер, сотрудник Иерусалимского Института Храма (научно-исследовательский и культурный центр, расположенный рядом с Храмовой горой в Иерусалиме; Институт занимается изучением Иерусалимского Храма и точным воссозданием его утвари, одежд священников и т. п.).
Он предложил позвонить своему шефу, директору и основателю Института Храма, раву Исраэлю Ариэлю.
На следуюшее утро рав Ариэль пришел сам, все собственноручно обмерил, уточнил масштаб. Сказал, что давно ищет модель, но в 2 раза больше (модель, над которой тогда работал Михаэль, была в масштабе 1: 200).
Модель в масштабе 1:200. Мрамор с позолотой. Приобретена религиозным кибуцом Хефец Хаим
Восемь Храмов и пять Мишканов
Сейчас модель, выполненная Михаэлем по заказу р. Ариэля, экспонируется в Институте Храма, а меньшая – в Кфар-Хабаде. Всего на сегодняшний день Михаэль Оснис выполнил 8 моделей Храма, на каждую ушел в среднем год работы. Некоторые из них сейчас находятся за границей (например, одну купил хабадский центр в Нью-Джерси).
Деталь интерьера – фигурка Первосвященника в парадном облачении на фоне Завесы
Кроме моделей Храма, Михаэль Оснис создает и модели Мишкана – Скинии, переносного Храма, сопровождавшего евреев в странствиях по пустыне. Их он построил на сегодня пять. Один из Мишканов находится в синагоге поселения Кдумим, один – в местной Талмуд-Торе, в религиозном киббуце «Хефец Хаим», еще один – в Московском Центре Хабада. Все модели Мишкана – разборные, как и их прототип.
Для изготовления разных частей и принадлежностей Мишкана мастер использует разнообразные материалы (например, для табаот – колец, в которые при переноске Мишкана продевались шесты, – позолоченную латунь).
Мишкан – внутренний вид
Михаэль тщательно подбирает материал, добиваясь максимального соответствия цвета и текстуры. На поиск часто уходит много времени. Например, для модели Храма, стоящей сейчас в синагоге Кдумим, мастер долго искал особый зеленоватый оттенок мрамора. Все строения Храмового комплекса тщательно воспроизведены. Вот Лишкат а-газит – место заседаний Синедриона, а вот кладовые для масла и вина, использовавшиеся при жертвоприношениях, колодец, бассейн для омовений. Михаэля часто приглашают в школы, ешивы, общинные центры и даже детские сады – и он неизменно привозит свои модели и подробно рассказывает о службе в Храме, назначении каждого помещения, особенностях работы каждой группы коэнов и левитов.
Михаэль рассказывает детям о Храме у себя в мастерской
Мастер уверен – рассказывая на примере своих моделей евреям о Храме, он выполняет свое высшее предназначение, вносит лепту в строительство Храма будущего.
Элишева Яновски
Михаэль на фоне мозаичной картины «Хана молится во дворе Мишкана в Шило», размещенной на фасаде школы в Реховоте
Монета которую отчеканил Бар Кохба – лидер восстания евреев против римлян в 132-135 гг. На фоне монеты – изготовленная мастером копия в золотом медальоне
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2