Все проекты
Общину поддержали 31012 раз

«Я все еще семилетний ребенок Корчака...»

Почти век прожил скульптурный «летописец» 20-го столетия Ицхак Бельфер. Последний ученик Януша Корчака ушел из жизни 22 января 2021 года.

Работы скульптора и художника Ицхака Бельфера наполнены тоской, но вместе с тем в них есть теплый свет и надежда. Кажется, все пространство картин занимает огромная душа Учителя, его образ как будто подсвечивается изнутри. Именно таким с раннего детства запомнил Ицхак Бельфер своего учителя Януша Корчака. За десятилетия жизни этот образ становился все более уверенным, выпуклым.

Работы Ицхака Бельфера, его альбом – путеводная нить в чудовищную реальность нашего прошлого. Школьники и студенты должны обязательно познакомиться с работами художника – ведь из этого знакомства каждый из нас выходит сильнее и чище.
И, конечно, всем нам необходимо прочесть книгу Бельфера «Человек, который любил детей».

«Райское место»

Сейчас нам трудно представить, как любящая мать может отдать своего 7-летнего ребенка в детский дом. Но обстоятельства бывают сложнее логики. В конечном итоге именно знакомство с Янушем Корчаком сделало Ицхака Бельфера именно тем, кем он стал для нас – хранителем истории.

Мама маленького Ицхака рано овдовела, она не могла самостоятельно прокормить семью. Варшавский «Дом сирот» Корчака уже тогда был известен, как «райское место», поэтому женщина верила, что здесь ее сыну будет хорошо.

Так и случилось. Ицхак Бельфер действительно обрел тут вторую семью. Много лет он провел рядом с Янушем Корчаком и его соратницей Стефанией Вильчинской.

«Я очень любил своего учителя, – вспоминал художник. – Мне дали возможность учиться у Корчака, и это были самые важные годы в моей жизни. Он никогда не смотрел на нас свысока, просто любил и заботился. В приюте мы научились верить людям и верить во все хорошее, что было в нас самих».

Прадед любимого учителя был странствующим стекольщиком, и Корчак часто говорил, что стекло приносит тепло и свет. Так же, как и работа с любыми материалами и формами. Возможно, именно эта философия подарила впоследствии миру скульптора и художника Ицхака Бельфера.

Для Бельфера «Дом сирот» на восемь лет стал островком любви, счастья и безопасности.

Хрупкое стекло

В 1940 году все воспитанники и учителя «Дома сирот» отправились в Варшавское гетто. Януш Корчак был известной и уважаемой фигурой, поэтому Польское Сопротивление готовило для него план побега. Однако учитель отказался бросить воспитанников, каждый из которых был для него как собственный ребенок.

В августе 1942 Корчак вместе с верными учителями и детьми сел в поезд. За пару минут до отправления немецкий офицер – поклонник книжек Корчака, предложил ему остаться. В гетто Корчак обладал полной свободой – у него на руках были документы, он мог выходить и не был привязан к стенам ничем. Кроме двух сотен детей.

Историк Эммануэль Рингельблюм так вспоминал этот день:

«Стояла ужасная жара... Этого зрелища я никогда не забуду! Это был не обычный марш к вагонам, это был организованный немой протест против бандитизма! Началось шествие, какого никогда еще до сих пор не было. Выстроенные четверками дети. Во главе – Корчак с глазами, устремленными вперед, державший двух детей за руки. Даже вспомогательная полиция встала смирно и отдала честь. Когда немцы увидели Корчака, они спросили: «Кто этот человек?» Я не мог больше выдержать — слезы хлынули из моих глаз, и я закрыл лицо руками».

Ицхаку Бельферу в то время было 16 лет. Вместе с другом он смог тайно пересечь границу и попасть в советский Минск. Он вступил в Красную армию, чтобы воевать за мир и свободу.

В Польшу бывший воспитанник Корчака вернулся уже после войны, а спустя много лет он оказался на родине предков – в Израиле.

«Я все еще семилетний ребенок Корчака»

Можно ли добраться до дна в произведении искусства? Сколько смыслов заложено в картине свидетеля века? Какова глубина боли и радости, которую может вынести человек?

Бесконечная человечность зашифрована в работах Ицхака Бельфера. Его черно-белые рисунки, пластические композиции говорят с нами честно и просто. Все пережитое художник перевел на предельно понятный язык – смотришь и не можешь оторваться.
Корчак говорил о детях: «Надо подниматься до их чувств. Становиться на цыпочки, тянуться». В картинах Бельфера высокий учитель – это аллегория взрослых. Дети тянутся к учителю, но на самом деле он не склоняется к ним, он преклоняется перед ними. Перед будущим.

Большие руки учителя, добрые глаза, любви которых хватило на всех детей Корчака и хватило бы на всех детей мира. Таким видит Ицках Бельфер самого сильного человека, красивейшее из всех лиц, составляющих портрет века.

«Я все еще семилетний ребенок Корчака», - писал Бельфер, когда ему пошел уже девятый десяток. Ученик прожил на 34 года больше своего учителя, но на последних дней оставался таким же открытым, улыбчивым, по-детски непосредственным, каким встретил и полюбил его Януш Корчак.

Тоня Белевич


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину