06.03.2024
Воспоминания о Георгии Матвеевиче Лернере
26 декабря (14 тевета) 2023 года ушел из жизни Георгий Матвеевич Лернер – глава Санкт-Петербургской общественной организации евреев инвалидов-ветеранов войны. Многим памятна квартира на Гатчинской, где располагался Центр еврейских искусств и ремесел – Георгий Матвеевич возглавлял и его.
Мы подготовили небольшую подборку воспоминаний о нем и хотели бы поделиться ими с нашими читателями. А еще здесь мы публикуем фотографии, предоставленные Центром. Это важные и ценные снимки, отражающие истории еврейского Петербурга…
Айзик Рохлин, петербургский художник и преподаватель Торы
Наша дружба с Герой началась в 1992 году. Это время становления еврейских организаций Питера. Мы были учениками и одновременно сотрудниками Ильи Дворкина, ректора Петербургского еврейского университета. Он создал воскресную школу «Ламед». Ора Генкина была директором, Александр Барсуков замом по хозяйству, Гали Физицкая и Шипова учили петь, я рисовать, были преподаватели иврита. Все учили еврейскую традицию и тут же ее преподавали детям и их родителям. И было помещение для школы на улице Типанова. А вот обустраивать школу Барсуков привел безработного кандидата физико-математических наук Германа Лернера. Он один все и обустроил. Руками он мог сделать все. Оказалось, организовать жизнь пестрой еврейской структуры тоже.
Полковник Лев Борисович Певзнер и интеллигентная семья Глозмонов, руководившая тогда Джойнтом, создали Общество евреев ветеранов ВОВ. Подвал на Гатчинской силами Геры и нескольких женщин-энтузиасток был превращен в клуб, место строгого учета и выдачи социальной помощи, а потом и в художественные студии для детей и взрослых. Эта организация была не столько ветеранов ВОВ, сколько, скорее «Дедушки и внуки». Что радовало и тех, и других.
Девяностые – начало двухтысячных – в быту не хватало «чего ни хватишься». Но было желание построить новую еврейскую жизнь, многому научиться. И учителей – больших равов и ученых было много. Еврейские художники стали преподавать в студиях на Гатчинской. И приводить своих друзей и коллег. Гера всех принимал с радостью. Вокруг него стал образовываться круг еврейских художников «Пгишот».
После отъезда Льва Борисовича в Америку на Геру легли и административные, и организационные обязанности. Вместе со своими замечательными сотрудницами они были в контакте со всеми живыми участниками ВОВ и блокадниками. Он занимался изданием «Книги памяти», собирал материалы для Еврейского музея в Москве, организовывал концерты и выставки студийных работ ко Дню победы и освобождения от блокады. А сколько сил и нервов уходило у него на поддержание гатчинского подвала в порядке и бесконечной необходимости выбивать зарплаты для немногочисленных сотрудников и преподавателей!
Все его окружение становилось его друзьями. На еврейские праздники рабочие столы на Гатчинской превращались в праздничные. Туда собирались тогда еще многочисленные выжившие в войне. Они были велики в своем умении радоваться. В центре этого застолья был Гера. Кого-то из своих друзей он приглашал рассказать о сути праздника, кого-то из друзей-подружек профессионально спеть. Сам он пел прекрасно. Направлял он праздник незаметно, но вся энергия исходила от него.
Художников он любил и опекал. С «Пгишот» он объездил местечки Подолья и Волыни. С ними он был на специальных семинарах в Центре Бецалеля Иерусалимского университета. Для учебы еврейских художников на Гатчинскую Гера приводил замечательных специалистов. Там были рав Цви Пинский, Илья Дворкин, исследователь еврейской архитектуры и искусства Борис Хаймович и многие другие. Гера умел сделать так, что эти «пгишот» для всех становились событиями поучительными и радостными.
Выставки своим «пгишотникам» он тоже помогал монтировать с молотком и плоскогубцами. Сам в выставках группы «Пгишот» участвовал профессионально сделанными фотографиями местечковых евреев и сохранившимися чудом домиками этих штетлов. Это он тоже делал добросовестно. Во всем он был перфекционистом.
Скромность его была естественной. Но выделяла его особая ладность – среднего роста, отлично сложенный, он был сильным и ловким. В молодости, защитив кандидатскую, чтобы заработать на жилье семье, пошел матросом-электриком на рыболовецкое судно. С певцами он пел со сцены, с учеными был ученым. А художникам никогда не позировал. Я его уговорил, но он поставил условием портрет никогда не выставлять. Сдался только на мой довод – если получится удачно, то это я смогу показать, как мое достижение.
Портрет Георгия Матвеевича Лернера. Написан Айзиком Рохлиным в 2020 г
Последний год этого мужественного человека стали подводить ноги. С этим его деятельная натура смириться не могла. Он боролся с недугами. Часто мы перезванивались. О своей личной жизни он говорил мало. Моих близких знал хорошо и подробно про всех расспрашивал. Но несколько раз за этот последний год мы все-таки сделали лехаим. А это, как и все, он умел делать добросовестно.
Леонид Яковлевич Грольман, руководитель студии ИЗО
С Георгием Матвеевичем, Герой, как мы его называли, я познакомился в 1999 году благодаря художнице Татьяне Евгеньевне Погорельской, пригласившей меня на Гатчинскую. С этого момента начался новый, интересный и совершенно неожиданный для меня период жизни, связанный с Обществом евреев ветеранов ВОВ, студией ИЗО, в которой я преподавал долгие годы, и, конечно, с Герой.
Это был человек, обладающим редким талантом сразу, с первого же мгновения располагать к себе. Он умел организовать, руководить, быть в курсе всех дел и событий, оставаясь при этом каким-то незаметным, не «кричащим» о себе. Бывают такие волшебные люди.
Благодаря Гере на Гатчинской была создана группа художников «Пгишот», что в переводе с иврита – встречи. Мы общались, обсуждали выставки, обзаводились новыми знакомыми, помогали и поддерживали друг друга, что для художников, людей порой замкнутых и одиноких особенно важно и ценно. В составе «Пгишот» мне посчастливилось участвовать в семинарах, проводимых в Израиле, путешествовать по еврейским местечкам Украины, где я познакомился с очень интересными людьми, художниками из разных стран. Без Геры, без его непосредственного участия все это не могло бы осуществиться.
Гера организовывал выставки наших работ в различных залах города. Сам он был увлеченным фотографом, его работы подкупали своей душевностью, простотой и непредвзятостью.
Деятельность кружков в нашем Центре искусств и ремесел конечно же была связана с еврейской тематикой. Вспоминается курьезный случай, когда абсолютно еврейская тема оказалась непонятой. Мы проводили театрально-рисовальное мероприятие «Письма Ною», для чего смастерили фигуру кита из листов бумаги. По окончании мероприятия кит был разобран на многочисленные и непонятные для непосвященного бумажные обрезки. Войдя в студию, я увидел Геру с обрезками в руках. «Ленька, у нас еврейская организация! В творчестве должна присутствовать еврейская тема. А это!?... Гера с недоумением размахивал бумажными останками кита. Что это такое!? Ну вот скажи, что это такое!?»
Наталья Владимировна Грольман, руководитель студии гобелена
В Центр искусств и ремесел, который мы называли «на Гатчинской» радостно, с удовольствием приходили интересные люди самого разного возраста и профессий. Георгий Матвеевич сумел создать теплую домашнюю обстановку, где люди с удовольствием общались, шутили, устраивали чаепития, на которых бывал и Георгий Матвеевич. Обладая прекрасным голосом, Гера любил петь на наших праздниках. Герина поддержка ощущалась абсолютно во всем. Он готовил нам выставки и собственноручно изготавливал рамки для наших гобеленов.
Татьяна Петровна Кузьмина, руководитель студии изделий из кожи
Мне повезло длительное время работать под руководством Георгия Матвеевича, отзывчивого человека, внимательного к деталям и пожеланиям сотрудников. В Центр искусств и ремесел приходили приглашенные Георгием Матвеевичем экскурсанты, а наши работы выставлялись в городских библиотеках. Никто не оставался без внимания и помощи Георгия Матвеевича, при том, что основной его деятельностью была работа в Обществе евреев ветеранов ВОВ. Телефон на Гатчинской никогда не смокал. Постоянно звонили пожилые люди, ветераны и блокадники, одинокие и беспомощные, по самым разным, в том числе бытовым вопросам, и каждый получал всевозможную помощь и поддержку. На 9 мая и день снятия Блокады Георгий Матвеевич организовывал для них билеты в театры города, устраивал праздничные столы, проводил огромную работу.
Просим поделиться воспоминаниями!
Если вы знали Георгия Матвеевича и хотели бы рассказать о нем, пишите нам [email protected], и мы добавим ваши воспоминания в эту публикацию!
Интервью записала Ирина Горелик
Благодарим Нину Николаевну Вейнберг и Елену Сергееву за помощь в подготовке этого материала
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2