Все проекты
Общину поддержали 29708 раз

И все это — евреи!

Потомок александрийских сефардов, бразильская танцовщица, чернокожая принцесса... Антрополог Элишева Яновская рассказывает нашим читателям о разнообразии еврейских типажей, обитающих в родном поселении Карней Шомрон.

В поселении Карней Шомрон (Лучи Самарии) мало кто празднует григорианский Новый год, разве что кто из «русских» украсит шариками араукарию во дворе. Вместо привычной подмосковно-питерской флоры и фауны – пассифлора, дикий шалфей, древовидное алоэ, шныряющие по холмам даманы, дикобразы и перепелиные выводки. Но ароматы над типично самарийским пейзажем витают ностальгически-новогодние – пахнет мандаринами и хвоей.

Шесть тысяч религиозных и светских поселенцев, населяющих четыре района нашего поселка, представляют все населенные континенты, а лица под сложносочиненными тюрбанами в стиле «кошерное бохо» и вязаными кипами – все оттенки кожи и антропологические типы. Говорят здесь на добром десятке языков. Основных причин такого разнообразия две – идеологическая и экономическая. «Баалей тшува» и геры, т.е. вернувшиеся к религии и прозелиты стремятся жить «максимально еврейской жизнью», и с этой целью селятся «на передовой» – в Иудее и Самарии (именно поэтому здесь с момента репатриации поселились геры из перуанской Кахамарки и прозелиты из индийской общины «Бней Менаше»). Для нерелигиозных поселенцев (эта группа также отличается большим разнообразием) немаловажным фактором при выборе места жительства становятся и цены на жилье – на территориях они значительно ниже.

Африка представлена несколькими семьями эфиопских евреев и ашкеназов из ЮАР. В яслях любимой воспитательницей нашего сына была красавица Батья, тезка египетской царевны с лицом абиссинской принцессы, а старшая ходила в сад вместе с дочерью другой эфиопской красавицы. Как и имя Батьи, ее имя – Бат-Эль, означает «Дочь Б-га». Сыновей наших друзей, «русских» докторов, нянчила уроженка ЮАР Шэрол, светловолосая ашкеназка, в совершенстве освоившая в детстве, кроме африкаанса и английского, зулу и свази.

На двух соседних улицах живут олим из Латинской Америки – семья аргентинцев и бразильянка Лили Шалев. Ее история напоминает приключенческий роман. В 1991 году 23-х летняя католичка Лили, танцовщица фольклорного танцевального ансамбля из Рио-де-Жанейро, часто выступавшего на карнавалах, приехала туристкой в Израиль. Здесь она встретила своего будущего мужа Амнона, сабру турецко-иракского происхождения, прошла гиюр и в совершенстве освоила иврит. У Лили и Амнона родилось трое детей. Старшая дочь сейчас служит в армии, младшая, умница и красавица с невероятной длины ресницами и кожей цвета меда, пошла в этом году в первый класс.

Еврейские типажи наблюдения антропологаЛили Шалев, прекрасная бразильянка из Рио, и ее дочка Мишель

И Лили, и дети – полиглоты (сама она кроме родного португальского и иврита свободно владеет еще тремя языками). Все 20 с лишним лет жизни в Израиле Лили работает с детьми, ее творческая натура нашла отражение и в дизайне сада – клумбы и грядки украшены камнями, расписанными под божьих коровок, а экзотические бразильские растения соседствуют с уже привычными в наших широтах виноградом, инжиром и пассифлорой.

Еврейские типажи наблюдения антропологаСовместное празднование дня рождения Мишели и дочки автора

В паре сотен метров от нашего дома живет еще одна пара, которая могла познакомиться только в Израиле. Зоар и Даниэла одними из первых купили в 1991 году дом в этом районе поселения. Парикмахер и визажист Даниэла репатриировалась в детстве вместе с семьей из Англии, куда в 1949 году, спасаясь от усилившегося в Египте антисемитизма, перебрались ее дедушка и бабушка по отцовской линии – александрийские сефарды. С материнской стороны у Даниэлы – «русско-польские» корни. В 1977 году она вместе с родителями и сестрой репатриировалась в Израиль, два ее брата родились уже здесь. Бабушка, дед и родители потомственного садовника Зоара приехали из Йемена в 1949 году, когда молодое государство только вставало на ноги, первые два года жили в палатке.

Еврейские типажи наблюдения антропологаПортрет дедушки. Дедушка сефард, родом из Александрии, перебрался в 1946 в Англию, где родилась Даниэла

Дом Зоара и Даниэлы лучше любых слов рассказывает историю их семьи. Внутренний дворик кажется живым цветущим ковром, а в самом доме гармонично уживаются Запад и Восток – традиционная йеменская медная посуда, старинная репродукция Дега, вывезенная из дедушкиного лондонского дома, фотография почтенного джентльмена в цилиндре – самого Даниэлиного дедушки, многочисленные книги Зоара на английском и иврите по географии, ботанике и народной медицине. Его мечта – кругосветное ботаническое путешествие на манер дарвиновского. Другая страсть Зоара – музыка, классика и джаз. Даниэла шутит, что ее муж – самый «русский» йеменит в нашем поселении. Старшая из их пятерых детей уже отслужила в армии, самому младшему – 10 лет.

Еврейские типажи наблюдения антропологаДаниэла с Зоаром дома в гостиной

Еврейские типажи наблюдения антропологаСад Даниэлы-англичанки и ее мужа-йеменца

Жизнь в такой неоднородной среде, естественно, далеко не бесконфликтна. Однако общее понимание ситуации в рамках: «мы все евреи» и «это наша земля» лишает конфликты яростной враждебности. То есть возникают они вокруг практических вопросов и интересов и разрешаются строго в рамках судебных имущественных тяжб или местных выборов. «Этнические» же и религиозные противоречия выливаются обычно просто в шумные обсуждения и редко добираются даже до стадии жалобы в полицию.

Об авторе: Элишева (Елизавета) Яновская, в девичестве Иосфина родилась и до репатриации в 1999 г. жила в Петербурге, выпускница ПЕУ (петербургского Еврейского университета). В Израиле окончила университет им. Бар-Илана по специальности «социальная антропология». Автор ряда научно-популярных статей («Букник», «Лехаим»). Последние 7 лет живет в самарийском поселении Карней Шомрон. Счастливая жена и мать двух чудесных детей.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину