23.06.2015
Узнать о своем еврействе в 20 лет… и сделать об этом фильм
Узнать о своем еврействе в 20 лет… и сделать об этом фильм
«Все детство и юность я чувствовала: от меня что-то скрывают».
Помните Даниэля Деронду? Этот обаятельный герой романа Джордж Элиотт был усыновлен английским лордом. И лишь годы спустя потрясенный юноша узнал, что он еврей. Я расскажу вам похожую историю, но уже из жизни.
София Фесенко – начинающий кинорежиссер. Ей 20 лет. Всю жизнь считала себя русской девушкой. Правду узнала меньше года назад: через соцсети на нее неожиданно вышли близкие родственники из Израиля. Двоюродный дед и бабушка. Братья и сестры. Брат внешне так похож на Соню, что просто одно лицо. Так раскрылась правда. Соня узнала, что она – еврейка по матери и по отцу.
Я слушаю Сонин сбивчивый рассказ и чувствую, что мой мозг начинает вскипать.
– Послушай, Соня, это не шутка и не розыгрыш? Тебе правда не говорили о твоей национальности?!
– Никогда. Мои родители решили это скрыть. Они говорят, что хотели меня уберечь.
От чего уберечь, зачем? Какая опасность грозила еврейскому ребенку в середине 90-х годов?
– Понимаете, – говорит Соня, – у моей семьи была достаточно тяжелая жизнь. Мои предки были расстреляны. Такие события приносят в жизнь человека страх – за свое существование, за жизнь своих детей. С этого все и началось. Бабушки и дедушки скрывали свою национальность, а их дети перенимали этот страх. Поэтому мне и не сказали, наверное.
С отцовской стороны тоже все было непросто. Вот вам еще один романический сюжет. Папина мама, урожденная Лифшиц, вышла замуж за еврея, а тот взял и утонул в реке, оставив ее с годовалым ребенком на руках. «Нечего было за еврея выходить», – упрекала ее мать. И во второй раз молодая женщина поступила «благоразумнее» – стала женой поляка по имени Отто Фесенко…
![]() |
Нееврейская фамилия Сониной семьи способствовала конспирации. Но даже самый маленький ребенок чувствует, когда от него что-то скрывают.
– У меня в детстве был навязчивая мысль, что со мной что-то не так. Знаете, как это бывает – дети думают, что их родители не родные, что их усыновили… Все усиливалось тем, что я не похожа на родителей. И еще я видела, что сильно отличаюсь от своей нееврейской родни.
![]() |
Три года назад Соня приняла православие… и заметила, как огорчился отец. Но даже и после этого он ничего не сказал, только дал понять, что ему это не по душе.
А вот вам еще одна сцена из романа. Прошлым летом Соня поехала навестить двоюродную бабушку (сестру папиной мамы) в Новосибирск. Пожилая женщина приветствовала ее весьма неожиданно. Она воскликнула: «Еврейка!»
– Я не знала, как к этому отнестись. Удивилась, но сочла, что это такая причуда пожилого человека.
А потом Соня сделала фильм-зарисовку о своей отце и выложила на Ютуб. Вот тут-то, через Интернет, их и нашли израильские родственники по отцу, потерявшиеся 20 лет назад.
И опять – почти книжный поворот событий. Я понимаю, когда родственники теряли контакт друг с другом в глухое советское время. Одни уехали, другие остались, переписка невозможна… Но, напомню, здесь речь идет о середине 90-х годов!
И я уже не удивляюсь, дослушав этот лихо закрученный сюжет.
– Родственники отца уехали в Израиль задолго до моего рождения, – рассказывает Соня. – Едва я родилась, как попала в реанимацию. По стечению обстоятельств, в этот же день папа получил письмо: родственники сообщили, что переехали, и дали свой новый адрес. Но папа был в таком состоянии, что потерял конверт. Родственники же, не получив ответ, обиделись. Так связь между ними прервалась.
Но вот родственники вновь обретены. Зимой 2015 года Соня поехала к ним в Израиль. Увидев семью в Израиле, она поняла, что похожа на них как две капли воды. И поняла, что Израиль, иудаизм, еврейская культура – это ее, родное…
![]() |
– Я поняла, что хочу изучать свои корни, то, от чего меня отделили. Я хочу восстановить линию, прервавшуюся 20 лет назад. Понять, где мой настоящий дом – в России или в Израиле.
– Соня, а на родителей ты сердишься?
– Не могу и не имею права сердиться. Возможно, если бы я знала о своем еврействе с самого начала, я была бы совсем другим человеком. Но раз так случилось, так должно быть. Сегодня я режиссер, учусь на 4-м курсе и могу эту историю не просто рассказать, но и снять об этом кино.
Такое вот кино
Соня станет режиссером и главным героем художественно-документального фильма о себе. Название фильма – «Обещанный дом». Героями будут родители и израильские родственники. Ну а сюжет – это движение героя к репатриации: походы в Синагогу, изучение иврита, сбор документов… У будущего фильма любопытная символика. На протяжении всей киноленты будет показано, как зреет виноград – это символ позитива, того, что растет приносит плоды. А отрицательный символ – это восточный ветер шатаф, что приходит раз в 20 лет и сметает все на своем пути.
![]() |
– Этот ветер 20 лет назад уничтожил мою связь с корнями. А я хочу эту связь восстановить, – говорит Соня.
В тизере фильма есть сомнительный эпизод: Соня не то ломает, не то развинчивает русскую матрешку. Открывает и смотрит, есть ли что-то там внутри.
![]() |
– Соня, ну ты понимаешь, наверное? Это неполиткорректно. Тебя не поймут.
Соня объясняет: эпизод с матрешкой – это символ вскрытия правды, а не в коем случае на «обида» на Россию. В самом фильме ломаной матрешки не будет. Тизер – дело другое, в нем этот эпизод играет роль «удочки» для зрителя. Сюжет должен зацепить и заинтересовать, особенно в нашем случае, когда нужны деньги на создание кино.
Чем закончится фильм? Пока неясно. Не факт, что Соне удастся поучить разрешение на алию. У нее нет документов, доказывающих ее еврейство: свидетельство о рождении отца утеряно, документы с материнской стороны сгорели. Так что финал у этой истории открытый. Вполне по законам жанра.
Тизер к фильму «Обещанный дом» можно посмотреть тут:
Поддержать Сонин проект и помочь ей снять фильм Вы можете, сделав пожертвование на краудфандинговой платформе Планета.ру Пожертвовав лишь 100 рублей, вы получите статус спонсора; ваше имя будет указано в титрах.
Анна Бродоцкая
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2