10.10.2012
Человек года – Борис Давидович Гиршов
Человек года – Борис Давидович Гиршов
- Я еще мальчишкой, попав на войну, понял, что у меня есть ангел-хранитель. Ну кто еще мне сохранил жизнь в боях в первые дни Великой Отечественной, когда нас, необстрелянных курсантов, бросили на немцев? – спрашивает Борис Давидович Гиршов. Ему 90 лет, на нем темно-синяя рубашка и белый галстук. Он делает небольшое «лирическое» отступление:
- Я всегда одевался, так сказать, по-театральному: я ведь врач – много лет консультировал больных в разных лечебных учреждениях.
![]() |
Борису Давидовичу до сих пор важно, как он выглядит: он исполнен достоинства, и люди, которым с возрастом становится безразличен их внешний вид, пренебрегающие правилами гигиены, ему явно не по душе.
Он привык четко излагать свои мысли: то, что говорит доктор, должно быть понятно любому его пациенту…
Военно-морскую медицинскую академию он выбрал почти случайно: родившийся в селе Усвятцы Псковской области в простой семье, он страстно хотел учиться. Из военных вузов в армию не брали, и Гиршов с легкостью, сам от себя такого не ожидая, преодолев огромный конкурс, поступил в одну из самых престижных академий страны. Но это был результат трудов, а не «действий» высших сил.
Детская вера Гиршова в ангела-хранителя становится понятна, когда он подробно рассказывает про свою жизнь. И веришь в то, в числе нескольких младшекурсников Военно-морской медицинской академии, впервые взявших в руки оружие в июне 41-го, и выживших в той бойне, Гиршов оказался именно благодаря ангелу-хранителю. Потом была служба фельдшером на военном корабле.
- Немцы бомбили нас – помню, как судно, шедшее прямо перед нами, ушло под воду – резко, кормой вверх. А мы пришли на берег целыми и невредимыми. Или другой случай: однажды, не успели мы разойтись после построения, как именно в то место, где стояло наше подразделение, упал снаряд.
Борис Давидович выжил в войне. Но и на этом его ангел-хранитель не успокоился. В конце Великой Отечественной на танцах Гиршов познакомился с симпатичной, интеллигентной девушкой, которую звали Тамарой. Они поженились в 1946. Супруга Гиршова также врач, и вместе они до сих пор – уже 66 лет. Их единственному сыну Эдуарду 65, и он артист – известный исполнитель авторской песни.
![]() |
![]() |
- Знаете, я был интересным мужчиной. И сейчас могу себе признаться в том, что нравился женщинам. Я получал даже любовные письма от пациенток. Но никого, кроме моей Томы, для меня не существовало.
Борис Давидович – человек с принципами, которые в его сознании существуют не в виде абстрактной теории – он живет в соответствии с ними. Планка, которую он ставит и себе, и другим, высока:
- Я не понимаю терапевтов, которые не могут делать узи. Врач должен знать о своей специальности все!
Гиршов, помимо пульмонологии, практиковал как фтизиатр и легочный хирург…
Несмотря на то, что специальность у Бориса Давидовича более, чем земная и рациональная, уже в преклонные годы он пришел к вере и стал одним из постоянных прихожан Большой хоральной синагоги.
![]() |
![]() |
- Я еще в советское время посещал праздничные службы. Я тогда не молиться ходил – было просто приятно побыть среди своих. Тесть мой говорил мне: «Боря, зачем ты туда ходишь?! Там же полно стукачей!». А я об этом не думал как-то…
Когда Борис Давидович вышел на пенсию, и у него стало больше свободного времени, он стал изучать иудаизм и сделал для себя очень важный вывод:
- Иудаизм – это не религия, а философия.
В то же время он верит в то, что есть в жизни вещи, которые можно объяснить только вмешательством Г-спода:
- А как вы еще объясните, к примеру, наличие экстрасенсорных способностей у некоторых людей?!
Возможно, я чего-то недопоняла, но система, которую создал для себя Гиршов, показалась мне не очень логичной. Философия призвана объяснить, рационализировать действительность. А религия не требует доказательств: она говорит о том, что жизни наши и судьбы – в руках Г-спода. Возможно, Борис Давидович – из тех прихожан, кто пришел в Синагогу с вопросами в надежде отыскать ответы на них.
![]() |
![]() |
Наверное, после гибели в 2011 году под колесами автомобиля единственного внука Гиршовых у Бориса Давидовича вопросов стало еще больше…
Но жизнь продолжается. И трагедия не отвратила Гиршова от посещения синагоги:
- Я тут четыре раза в неделю. Тут теперь все мои друзья – к сожалению, все те, с кем я дружил раньше, уже ушли из жизни.
Бориса Давидовича Гиршова на ежегодном вручении почетного знака в Большой Хоральной Синагоге избрали Аревим – Человеком года. Он искренне теряется в догадках – почему именно его?
- Может, потому что и раввин, и другие прихожане видят, что я правильно молюсь, знаю, как это делать?
Возможно, это сыграло свою роль. Но только ли знание обрядов приняли во внимание?
Мне кажется, ответ в другом. Вскользь Борис Давидович высказал свое мнение о сегодняшнем состоянии здравоохранения:
- Мне кажется, сегодня общий уровень медицинской помощи очень низок. Пожилым людям трудно не только получить бесплатную квалифицированную медицинскую помощь, но и элементарно попасть на прием к специалисту. Я постоянно консультирую прихожан по разным медицинским вопросам, с которыми ко мне достаточно часто обращаются.
- А вы берете с них деньги?
- Б-г с вами! За всю жизнь я не взял ни одного «конвертика» у больного. А ко мне часто с ними ходили…
Теперь я, кажется, окончательно поняла, почему Бориса Давидовича Гиршова избрали Человеком года.
Мария Конюкова
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2