Все проекты
Общину поддержали 36428 раз

В Петербург приехала семья активистов отказа

В Петербург приехала семья активистов отказа

30 лет спустя Леонид Зелигер обнаружил в Синагоге свою фотографию.

Семья Зелигеров, Мира и Леонид, уехали из Ленинграда в 1987 году. До этого около несколько лет они провели в отказе, вдоволь хлебнув тягот и лишений. В эти дни они приехали в Петербург – показать свой родной город внукам. Зашли в Синагогу. Каково же было изумление Леонида, когда на книжечке-раскладушке, посвященной истории еврейской общины Петербурга и изданной к 120-летию Синагоги, он обнаружил … себя! Фотография почти 30-летней давности была сделана в 1987 году, хранилась в фотоархиве Синагоги и была выбрана для книжечки как важный документ, иллюстрирующий историю ленинградского отказа.

– Да это же я! Веду подпольный пасхальный седер на квартире Рабиновичей! – рассказывает потрясенный и обрадованный Леонид.

Приехать в Синагогу десятилетия спустя и обнаружить, что ты не забыт, – это, наверное, вызывает сильные чувства!

Леонид Зелигер, родившийся в 1949 году, рос в необычной семье – нерелигиозной, но сионистской по духу. Дома у родителей в книжном шкафу в первых рядах стояли Достоевский с Чеховым, а за ними прятались книги на иврите. Иврит Леонид уже знал к 14 годам. Знал настолько хорошо, что, когда примкнул к активистам отказа, стал преподавать его не ученикам, а учителям.

Жена Леонида, Мира, – дочь известного ленинградского раввина Зайчика, который тесно дружил с семьей Медалье и был своим человеком в доме легендарного Абрама Лубанова.

Мацу, вино и виноградный сок для участников того памятного седера привез американский консул, еврей по национальности. Продукты и книги для отказников этот смелый дипломат провозил тайком, в холодильниках, в которых представители консульства получали продукты для их собственных нужд...

Внуки Зелигеров, 9-летний Гай и 13-летняя Ной, с удивлением рассматривают фотографию деда.

– Как необычно! Этот человек очень похож на дедушку, но при этом совсем другой, – говорит Гай, маленький сабра, не знающий ни слова по-русски.

Леонид Зелигер рассказывает о людях, попавших в кадр на этой фотографии:

– Я – во главе стола, веду седер. Дальше справа налево: моя жена Мира; Елена Генусова и ее дочка Рахиль. За ними стоит Гриша Генусов. Их семья провела в отказе 10 лет. Следующим сидит Михаил Таратута, сын одного из лидеров отказа Абы Таратуты, он пробыл в отказе 14 лет. Двоих слева я не знаю.

В ближайшее время мы опубликуем подробный рассказ Леонида и Миры Зелигеров об их жизни в отказе, и фотографии из их семейного архива.


Вконтакте

АНОНСЫ

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину