Все проекты
Общину поддержали 30791 раз

Мой дед – цимбалист

Петербургский журналист Алла Репина рассказывает историю бабушки и дедушки – выходцев из еврейского местечка.

Сердечная признательность редакции петербургской Синагоги: меня подбили достать семейный альбом и рассказать, наконец, об этой замечательной паре из витебского Городка! О дедушке Степане, цимбалисте и скрипаче, и его прекрасной жене Муре (Марусе) – соответственно, моей бабушке. Они познакомились в конце 1920-х годов на сельских танцах, и вы, конечно, уже догадались, что если бы не цимбалы, под которые зажигательно танцевала Маруся, то и меня не было бы на этом свете.

Красноармеец Савельев на службе в Нахичевани (середина 1920-х гг.)

Увы, не скажу ничего достоверного о репертуаре дедушки. Увы, знаю об этом человеке непростительно мало. То, что вскорости после свадьбы молодожены перебрались в Ленинград, куда к этому времени уже переехала прабабушка – мама бабушки, в девичестве Боровая, в замужестве Ходоренко. В Ленинграде жили и трудились три ее сына: Яша, Гриша, Лева (все трое погибнут в Великую Отечественную). Прабабушка была лишенка – лишенная избирательных прав в силу чуждого классового происхождения: из мещан. В Городке у нее, вдовы, была лавка разных хозяйственных товаров, лавку называли скобяной. Понятно, что когда после нэпа всю частную торговлю закрыли, пришлось убираться и из Городка – от греха подальше, мало ли что еще могли придумать против чуждого элемента.

Милиционер в комнатке священника

Так вот, дедушка с бабушкой тоже уехали в Ленинград, где дедушка довольно находчиво поступил на службу в Красную милицию. Отделение милиции было на Васильевском острове, который тогда назывался Свердловским районом. Жили там же, на Камской улице, в так называемом поповском доме, откуда в неизвестном направлении были выселены все служители православного культа. Милиционеру-цимбалисту досталась комната сгинувшего священника из церкви Смоленской иконы божьей матери. Грустные истории были, не так ли? Люди жили в предложенных им обстоятельствах.

Физкультурный парад и переименованная дочь

Но говорят, жили новоиспеченный милиционер с молодой женой прекрасно. Семейные предания сохранили всего два конфликта. Первый, когда Маруся продефилировала в майке и трусах (с голыми ногами!) по Дворцовой площади, то бишь площади Урицкого: вышла на физкультурный парад. Говорят, дедушка был в ярости: несмываемый позор! Второй инцидент случился, когда бабушка самовольно зарегистрировала свою новорожденную дочь (мою маму) под именем Эммы. Дедушка, пользуясь положением милиционера, отправился в загс и перерегистрировал дочку как Галину. Сказав, де, так девочке в жизни будет спокойней. Гораздо спокойней быть Галей.

Маруся Савельева с дочерью Галей, которая не стала Эммой (послевоенный Ленинград, конец 1940-х гг.).

Платок по брови

Когда в 1940 году СССР присоединил к себе Эстонию, дедушку командировали из Ленинграда в эстонский город Вильянди. Соответственно, он пробыл там до августа 1941 года. Говорят, успешно выучил эстонский язык. В конце августа сорок первого он без вести пропал в страшной морской трагедии – при переходе кораблей Балтийского флота из Таллина в Кронштадт.

Бабушка с мамой чудом пережили первую блокадную зиму и таким же чудом оказались потом в эвакуации в Казахстане, на Бухтарме. Бабушку определили работать медсестрой в лагерь для врагов народа, в частности, в нем содержались деятели Промпартии, чрезвычайно интеллигентная публика. Вернулись в Ленинград осенью 1945 года. До 1968 года жили в огромной коммунальной квартире все на той же Камской улице, но уже в другом доме. Соревновались с соседками, у кого успешней получаются наполеоны и сдобные сухарики с орешками и изюмом. Готовила бабушка изумительно и на коммунальной кухне ввела среди соседок моду всегда повязывать при готовке платок по самые брови - так, как ее учили еще в детстве, в Городке.

Как я не попала в Беларусь

С довоенных времен бабушка уже никогда больше не бывала в Белоруссии. Даже упоминание Городка вызывало у нее слезы: в оккупации были сожжены все подруги ее юности...

И я тоже никогда не была в Белоруссии! Один раз уже купила билеты, собралась сделать генеалогический тур: к родне в Городок и в Бешенковичи. Но это же надо было придумать, когда ехать: четко собралась на майские праздники 1986 года. В даты Чернобыля!

Планы на это лето 2020 года были: вот, наконец, доеду до Городка и Витебска. Ан нет, теперь всеохватный карантин по коронавирусу. Самой интересно, состоится ли когда либо эта поездка по следам красивой пары, моих дедушки и бабушки?

Еще раз спасибо Синагоге, благодаря которой всколыхнулись эти воспоминания, вполне уместные в преддверии 22 июня – дня начала войны...

А вы полюбуйтесь, какие все же прежде были красивые люди, какие лица! Да, фамилия Степана и Маруси была Савельевы.

Алла Репина


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину