Все проекты
Общину поддержали 37281 раз

От Авроома Маллаева до Аврооми Ходжабека – один хадж

Рафаэль Нисанович Ходжабеков, житель Петербурга, бухарский еврей, рассказал нашему изданию о невероятной судьбе своего прадеда – казначея при дворе эмира, и о том, как вышло, что фамилия еврейского рода происходит от исламского слова «хадж», «паломничество».

Евреи Петербурга история семьи ХоджабековРафаэль Нисанович Ходжабеков рассказывает об истории своего рода Евреи Петербурга история семьи ХоджабековСемейные предания Рафаэль Нисанович узнал от своей бабушки, Яффы Исааковны. На фото – Яффа Исааковна в молодости

Евреи Петербурга история семьи ХоджабековВ семье бережно хранится записка Яффы Исааковны на русском и бухарском

Еврей при дворе эмира

Родоначальником династии бухарских евреев Ходжабековых является Авроом Маллаев, родившийся в 1830 году в семье крупных торговцев.

Мануфактура, каракуль, мука, сахар, хлопок, растительное масло – Маллаевы снабжали всевозможными товарами города Средней Азии, Туркестана и России. Авроом Маллаев пользовался почетом у мусульманского населения Бухары. Он жертвовал крупные суммы на городские нужды, принимал активное участие в общественной жизни, стал закотчи (представителем по сбору налогов с населения) при бухарском эмире Музаффархоне, был избран членом казначейства.

В темнице

Не все могли выплачивать налоги в срок. И тогда Авроом самовольно снижал сумму подати нуждающимся семьям, а разницу вносил из личных средств, отмечая ее в ведомости отдельной строкой. Он считал, что исполняет важную заповедь. Через некоторое время эмиру поступил донос: якобы Авроом недобирает налоги у еврейского населения, нанося ущерб казне. За это полагалась смертная казнь. По приказу эмира Авроом оказался в зиндане (темнице).

На допросе Авроом отрицает все обвинения, за него вступается двор эмира и сам казыкалон – председатель верховного суда. В итоге эмир отменяет смертную казнь.

Кипящее масло – или ислам

Вместе с тем, эмир ставит ультиматум – отказаться от иудейской веры и принять ислам. Бухарские евреи достигали высоких постов при дворе эмиров, но вся история общины протекала в обстановке сопротивления исламизации. За отказ – обривали голову, надевали чалму из теста и поливали раскаленным маслом.

К Авроому в зиндан посадили его друга – Арони Кандина, также члена казначейства, оказавшегося жертвой доноса. Из зиндана мало кому удавалось выйти живым и здоровым. И друзья решились выполнить условие эмира.

Принятие ислама было формальным, исламские традиции соблюдались только на службе и среди мусульман, а дома почиталась еврейская традиция.

Как еврей совершил мусульманское паломничество в Иерусалим

В год освобождения Авроом подал прошение на совершение хаджа в Иерусалим, чтобы посетить святые места ислама. Он выбрал наиболее прямой и безопасный маршрут, проходивший через Мерв (Марп), Герат, Мешхед, Тегеран, Багдад, Палестину.

На паломничество ушло более года. Совершивших хадж паломников называли по-арабски «ал хаджи», а в таджикском говоре – «ходжи». Поскольку Авроом был богатым и знаменитым, ему прибавили титул «бек». Так Авроом Маллаев стал Аврооми Ходжабеком. А при Советской власти родилась фамилия «Ходжабеков».

Домой – навсегда

Продолжая трудиться в казначействе, Аврооми Ходжабек хотел уехать в Иерусалим навсегда, но при дворе эмира догадывались о его намерениях и отказали в повторном «посещении святых мест ислама». Через несколько лет Аврооми придумал правдоподобный предлог для посещения Палестины, а гарантом его возвращения стал 12-летний внук Риби – при дворе поверили, что мальчик обязательно вернется домой.

Евреи Петербурга история семьи ХоджабековРиби Ходжабеков: второй слева, сидит. Иркутск, 1918

Евреи Петербурга история семьи ХоджабековРиби Ходжабеков (в центре, в белой традиционной одежде) с родственниками

В 1892 году Аврооми с Риби покинули Бухару. Они шли по уже знакомому маршруту. Авроом обустроил собственный дом, отправил внука в ешиву, устроил бар-мицву. Риби прожил в Иерусалиме три года и очень скучал по родительскому дому. Аврооми выждал удачный момент, чтобы отправить мальчика домой. Он договорился с группой паломников-мусульман, чтобы те засвидетельствовали тяжелое состояние Аврооми вследствие изнурительного пути, и вверил им внука.

Евреи Петербурга история семьи ХоджабековЖена Риби Ходжабекова Мирьям, г. Бухара, 1926

Так мирно закончилась трудовая и «мусульманская» деятельность Аврооми Ходжабекова. В Эрец Исраэль он прожил более двадцати лет, умер в 1912 году и похоронен в Иерусалиме.

Елена Слабковская

При подготовке статьи использована книга брата Рафаэля Ходжабекова – Пинхаса Ходжибекова (фамилии братьев пишутся по-разному – ред.) «Свеча Памяти. Род Ходжибековых».

Евреи Петербурга история семьи ХоджабековКнига Пинхаса Ходжибекова «Свеча Памяти»

Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину