19.02.2016
От Авроома Маллаева до Аврооми Ходжабека – один хадж
Рафаэль Нисанович Ходжабеков, житель Петербурга, бухарский еврей, рассказал нашему изданию о невероятной судьбе своего прадеда – казначея при дворе эмира, и о том, как вышло, что фамилия еврейского рода происходит от исламского слова «хадж», «паломничество».
Рафаэль Нисанович Ходжабеков рассказывает об истории своего рода | Семейные предания Рафаэль Нисанович узнал от своей бабушки, Яффы Исааковны. На фото – Яффа Исааковна в молодости |
В семье бережно хранится записка Яффы Исааковны на русском и бухарском |
Еврей при дворе эмира
Родоначальником династии бухарских евреев Ходжабековых является Авроом Маллаев, родившийся в 1830 году в семье крупных торговцев.
Мануфактура, каракуль, мука, сахар, хлопок, растительное масло – Маллаевы снабжали всевозможными товарами города Средней Азии, Туркестана и России. Авроом Маллаев пользовался почетом у мусульманского населения Бухары. Он жертвовал крупные суммы на городские нужды, принимал активное участие в общественной жизни, стал закотчи (представителем по сбору налогов с населения) при бухарском эмире Музаффархоне, был избран членом казначейства.
В темнице
Не все могли выплачивать налоги в срок. И тогда Авроом самовольно снижал сумму подати нуждающимся семьям, а разницу вносил из личных средств, отмечая ее в ведомости отдельной строкой. Он считал, что исполняет важную заповедь. Через некоторое время эмиру поступил донос: якобы Авроом недобирает налоги у еврейского населения, нанося ущерб казне. За это полагалась смертная казнь. По приказу эмира Авроом оказался в зиндане (темнице).
На допросе Авроом отрицает все обвинения, за него вступается двор эмира и сам казыкалон – председатель верховного суда. В итоге эмир отменяет смертную казнь.
Кипящее масло – или ислам
Вместе с тем, эмир ставит ультиматум – отказаться от иудейской веры и принять ислам. Бухарские евреи достигали высоких постов при дворе эмиров, но вся история общины протекала в обстановке сопротивления исламизации. За отказ – обривали голову, надевали чалму из теста и поливали раскаленным маслом.
К Авроому в зиндан посадили его друга – Арони Кандина, также члена казначейства, оказавшегося жертвой доноса. Из зиндана мало кому удавалось выйти живым и здоровым. И друзья решились выполнить условие эмира.
Принятие ислама было формальным, исламские традиции соблюдались только на службе и среди мусульман, а дома почиталась еврейская традиция.
Как еврей совершил мусульманское паломничество в Иерусалим
В год освобождения Авроом подал прошение на совершение хаджа в Иерусалим, чтобы посетить святые места ислама. Он выбрал наиболее прямой и безопасный маршрут, проходивший через Мерв (Марп), Герат, Мешхед, Тегеран, Багдад, Палестину.
На паломничество ушло более года. Совершивших хадж паломников называли по-арабски «ал хаджи», а в таджикском говоре – «ходжи». Поскольку Авроом был богатым и знаменитым, ему прибавили титул «бек». Так Авроом Маллаев стал Аврооми Ходжабеком. А при Советской власти родилась фамилия «Ходжабеков».
Домой – навсегда
Продолжая трудиться в казначействе, Аврооми Ходжабек хотел уехать в Иерусалим навсегда, но при дворе эмира догадывались о его намерениях и отказали в повторном «посещении святых мест ислама». Через несколько лет Аврооми придумал правдоподобный предлог для посещения Палестины, а гарантом его возвращения стал 12-летний внук Риби – при дворе поверили, что мальчик обязательно вернется домой.
Риби Ходжабеков: второй слева, сидит. Иркутск, 1918 |
Риби Ходжабеков (в центре, в белой традиционной одежде) с родственниками |
В 1892 году Аврооми с Риби покинули Бухару. Они шли по уже знакомому маршруту. Авроом обустроил собственный дом, отправил внука в ешиву, устроил бар-мицву. Риби прожил в Иерусалиме три года и очень скучал по родительскому дому. Аврооми выждал удачный момент, чтобы отправить мальчика домой. Он договорился с группой паломников-мусульман, чтобы те засвидетельствовали тяжелое состояние Аврооми вследствие изнурительного пути, и вверил им внука.
Жена Риби Ходжабекова Мирьям, г. Бухара, 1926 |
Так мирно закончилась трудовая и «мусульманская» деятельность Аврооми Ходжабекова. В Эрец Исраэль он прожил более двадцати лет, умер в 1912 году и похоронен в Иерусалиме.
Елена Слабковская
При подготовке статьи использована книга брата Рафаэля Ходжабекова – Пинхаса Ходжибекова (фамилии братьев пишутся по-разному – ред.) «Свеча Памяти. Род Ходжибековых».
Книга Пинхаса Ходжибекова «Свеча Памяти» |
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2