Все проекты
Общину поддержали 31003 раз

Соня Дымшиц: «Как быть добр_ой, когда все так дорого?»

Соня Дымшиц — петербургский режиссер, театровед, драматург. В свои 22 года она экспериментирует с разными театральными направлениями, пишет пьесы и задается философскими вопросами. Об этом, о том, что такое сайт-специфик театр и о своей первой книге «Знак: три пьесы и одна инсценировка» Соня рассказала в интервью нашему изданию.

Соня Дымшиц Соня Дымшиц

Соня родилась в Петербурге, закончила Санкт-Петербургскую классическую гимназию № 610. После школы поступила на театроведческий факультет Института сценических искусств, который окончила прошлым летом, полгода училась в ГИТИСе на отделении режиссуры театра кукол.

Сейчас она учится на двух магистратурах. Одна из них драматургическая, а другая режиссерская. Соня любит заниматься рукоделием: шить, вышивать, лепить, валять, рисовать — но сейчас времени на эти увлечения нет.

О выборе профессии

Соня хранит школьные фотографии, где она участвует в театральных постановках. «У меня в школе было сразу два театральных кружка, одним из который руководили и сейчас руководят Елена Грачева и Елена Вензель. И путь в профессию открыли мне именно они».

Письмо виноторговцу. Школьный театр. Письмо виноторговцу. Школьный театр.

Объявление о пропаже рабов. Школьный театр. Объявление о пропаже рабов. Школьный театр.

Попытка примирения после ссоры. Школьный театр. Попытка примирения после ссоры. Школьный театр.

Соня всегда интересовалась драматургией. «Я любила читать не просто книжки, а именно пьесы. К первому курсу у меня была прочитана почти вся драматургическая классика».

Гротескный смех

В петербургском гуманитарном издательстве Яромира Хладика готовится к выходу первый сборник пьес Сони Дымшиц «Знак: три пьесы и одна инсценировка». В сборник вошла инсценировка «Хайле Хаим, или Человеку свойственно смеяться» по роману Ромена Гари «Пляска Чингиз-Хаима». В книге Гари описывается Германия 60-х годов, где комиссаром полиции служит бывший нацист. Все у этого нациста хорошо, вот только в него вселился призрак погибшего в лагере еврейского узника. Дальше развивается история, акценты в которой расставляет уже Соня: «Я пыталась создать жесткий гротеск. Призрак не гремит цепями, а издевается над нацистом, шутки шутит. Инсценировка сделана в эстетике кабаре. Характер призрака? Ой. Он наглый и хитрый. Погиб средних лет мужчина. Он очень злой. Зол на весь этот несправедливый мир».

Призрак со свойственным евреям упрямством вгрызается в психику своего палача. «Я не думаю, что у него есть цель, — комментирует Соня. — Он призрак, он застрял здесь на века и так проводит время. Но есть здесь и мотив злости, мести, это отказ примириться, смириться, забыть».

Призрак танцует безумный танец и говорит, что, пока в мире происходят несчастья, он не перестанет танцевать, шутить и мешать людям, потому что он воплощение всего, что в этом мире идет не так.

Папа может

Идея издать книгу принадлежала литературоведу и знатоку еврейской культуры Валерию Дымшицу — Сониному отцу: «Все взял на себя папа, который хорошо чувствует себя в издательском мире. Я просто собрала тексты, вычитывала потом корректуру. Как эта машина вертелась, я не знаю». Поначалу Соня сомневалась в необходимости издавать книгу: «Ну, если я скажу, что это было от скромности, это все разрушит (смеется). Просто для меня это была странная идея. Не в 22 года и не с таким небольшим количеством пьес». Соня продолжает писать: «Новая пьеса, над которой я закончила работу этой зимой, похожа на поэму. Надо дать кому-нибудь почитать».

Легкая графомания

На вопрос, сложно ли писать, Соня отвечает так: «Как говорит мой мастер, у меня есть легкая графомания. Написать первый выплеск — сел и написал. А вот сделать из него осмысленный текст, работать с речевыми красками, характеристиками персонажа — это уже более серьезная работа».

Семья и творчество

Родители и брат Cеня — это люди, с которыми Соня всегда советуется: «Для меня это важно. Я часто читаю свои пьесы вслух. Проговаривание текста помогает ‘’поймать’’ те вещи, которые раньше не видел. А потом мы обсуждаем прочитанное».

«О судах и судьях»

Осенью 2019 года Соня была организатором театральной лаборатории «О судах и судьях», а также принимала в ней участие. Участникам предлагалось подготовить первую пробу своего документального спектакля, основанную на судебном процессе.

 

Сонин спектакль назывался «Очень страшная экскурсия про ведьм». Это был сайт-специфик театр — новое направление в театральном искусстве, где любая постановка предназначена для показа в уникальном, специально адаптированном месте. В здании ДК Розы зрителей встречала экскурсовод, которая вела зрителей по лестничным пролетам. Цепляясь за окна и эвакуационные схемы, насыщая окружающее пространство деталями той жизни, она знакомила гостей с муками, которым подвергались женщины, осужденные за ведовство.

Потом зрители заходили в комнату, где вертелось розовое колесо — инсталляция, созданная современной художницей Меланьей Розановой. В исполнении правозащитницы и активистки Вари Михайловой звучала запись судебных протоколов.

 

В третьей части экскурсовод в красивом костюме зачитывала имена погибших, клала себе на руку бумажку, поджигала, и ее рука горела — это символизировало аутодафе. Благодаря специальному каскадерскому составу никто не пострадал.

Смотреть театр и есть лапшу с бульоном

Прошлым летом у Сони был другой режиссерский проект — спектакль «Как быть добр_ой когда все так дорого?» по пьесе Бертольда Брехта «Добрый человек из Сычуани».

Этот сайт-специфик происходил в «Supramen», китайском ресторанчике на Васильевском острове. Мотив еды и голода очень важен как для пьесы, так и для спектакля: богатые пожирают бедных, бедные дерутся за кусок хлеба.

Это был предметный моноспектакль. Актриса сидела на полу за низким столиком, и из объектов вокруг себя разыгрывала историю, перевоплощаясь по ходу дела в разных персонажей. «Я люблю Брехта. Главный конфликт здесь таков: ты можешь либо быть хорошим и помогать другим, либо жить. И то, и другое делать не получится. Это очень цепляет в современной России», — говорит Соня.

Совсем невозможно быть хорошим и жить одновременно?

На вопрос Соня отвечает уклончиво: «Я не знаю, я про это спектакль поставила. Это мое размышление на эту тему».

В финале спектакля есть очень большой монолог героини об этом. Актриса сообщала, что устала играть, отдавала листок с диалогом зрителю и говорила: «Читайте!».

Зритель читал, а актриса нарочито громко заказывала себе рамен, мешая читающему, издеваясь над ним и тем самым создавая конфликт, который из текста переносился в реальность. Такой вот способ размышлять.

Какой я человек?

«Я часто думаю, как мне себя описать. Немного трудно ответить на этот вопрос. Веселый, наверное. И немножко нервный. Почти как все евреи (заливисто смеется — ред.). Простите, не удержалась. Прямо напротив меня на полке стоит книжка Вуди Аллена, там просто так же написано».

Раз уж заговорили о евреях

О еврейской традиции еще давно рассказывали Соне с братом и мама, и папа: «В кругу семьи мы отмечаем еврейские праздники, хотя это скорее светский вариант, в котором присутствуют главные атрибуты. Мы готовим еврейские блюда, собираемся вместе, читаем нужные отрывки. На Песах, к примеру, мы накрываем стол, отец ведет седер. Папа очень интересный рассказчик».

Весь день — театр!

В марте, уже после начала карантина, Театральный музей провел фестиваль-марафон «Весь день — театр!». Это было театрализованное чтение новых пьес в онлайн-трансляции. Команда «Так себе фестиваля» представила «Короткие пьесы» Глеба Колондо в режиссерской интерпретации Сони Дымшиц.

Актрисы фестиваля иллюстрируют тезисы о любви, красоте, смерти и жизни Актрисы фестиваля иллюстрируют тезисы о любви, красоте, смерти и жизни

Взгляд в будущее

В обозримом будущем Соне хочется заниматься режиссурой: «В идеале, чтобы это был какой-то свой театрик или театр, в который меня бы с регулярностью приглашали. Хотелось бы иметь плотный график работы, и продолжать писать новые пьесы. Было бы здорово попасть на „Любимовку“ — есть такой драматургический конкурс. Иногда я подаю заявку, но потом о ней забываю, надо себя дисциплинировать».

Беседовала Елена Слабковская


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину