Все проекты
Общину поддержали 31172 раз

Евреи, похороненные на Чесменском кладбище

В годы войны рядом с полузаброшенным Чесменским дворцом и закрытой церковью начали хоронить солдат, погибших в бою. На ряде могил - еврейские имена. Максим Персон, создатель проекта www.jewmil.com, собрал в архивах уникальную информацию об этих людях. О судьбах этих евреев-участниках обороны Ленинграда никто не знал, эти данные никогда не публиковались.

Два майора, капитан и лейтенант

На кладбище похоронены четыре офицера танковых войск.

Двое из них майоры – Абрам Эльевисч Крайзельбурд и Семен Шевелевич Дулькин, оба погибли в начале 1943 года. Сведения о них есть в наградных листах.

Майор Крайзельбурд

Крайзельбурд (его родственники проживали в Биробиджане, куда, вероятно, переселились в середине 1930-х), служил в армии с 1931 года и был участником Зимней войны с Финляндией, за которую был награжден орденом Красной звезды.

В Великую отечественную он отличился в боях за Старо-Паново 20-24 июля 1942. Батальон Крайзельбурда захватил этот укрепленный пункт, при этом «уничтожил 12 ПТО, 5 тяжелых орудий, полковую батарею, 9 пулеметов, 12 огневых точек, и разрушил 16 ДОТ, 3 блиндажа, уничтожил машину с боеприпасами и до 350 солдат и офицеров и захватил в плен офицера противотанковой артиллерии. При этом танк самого Крайзельбурда был трижды подбит, но «восстанавливался силами экипажа, и лишь после прямого попадания вражеского снаряда танк был эвакуирован, а майор Крайзельбурд, получив контузию, остался на поле боя».

За этот бой Крайзельбурд был представлен к ордену Ленина, но был награжден орденом Красного Знамени. Видимо, после контузии он вернулся в строй и был назначен командиром 31-го отдельного гвардейского танкового полка. Вновь был тяжело ранен в январе 1943 при прорыве блокады Ленинграда и умер от ран 30 января 1943 года. В тот же день, кстати, умер от ран заместитель командира 31 танкового полка по политической части майор Лев Бенцианович Малкин, но он похоронен на другом кладбище.

К сожалению, на надгробном памятнике фамилия Крайзельбурда написана с ошибками.

Майор Дулькин

Дулькин был на четыре года моложе. Тоже «из рабочих», тоже кадровый офицер (в РККА с 1935) и участник Зимней войны, за которую тоже получил орден Красной звезды. Родился в Стародубе, на Орловщине, служил, вероятно, в Ленинграде. Жена ждала его в эвакуации, в Чкаловской (Оренбургской) области.

Отличился Дулькин во главе своего батальона в боях за Красный бор, Феклистово, Степановку, Чернышево 10-11 февраля 1943 года; там же, под Черышево, и погиб. Посмертно представлен к ордену Отечественной войны 1 степени, но был опять-таки награжден орденом Красной Звезды.

 

Капитан Юровский

Еще один танкист – капитан Исаак Исаевич Юровский, командир роты тяжелых танков 46 Отдельного гвардеского танкового полка прорыва. Родом из Полтавы. Тоже кадровый офицер, выпускник Ульяновского танкового училища.

Орден Отечественной воны 2 степени Юровский получил за бой 22 июля 1943 года. В представлении на награждение сказано: «В то время, когда рота была в полуокружении противником, т. Юровский, своим распоряжением вызвал на себя огонь нашей артиллерии и корректировал его для уничтожения окружающей живой силы и техники противника, этим самым способствуя своим пехотным частям удерживать занимаемый рубеж».

А 16 сентября Юровский погиб на Синявинских высотах. Ленинградская комиссия поиска и увековечивания памяти воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, в письме у внуку Юровскоготак описывает его последний бой: « ...Танк Вашего дедушки был под номером 661. Первый день боя, 15 сентября 1943 года, его танк был подбит, и его вытащили с поля боя. На второй день в полку на ходу было всего два танка. Танк Вашего дедушки послали в бой без крышки верхнего люка (её сбил снаряд в первый день). Танк въехал на середину позиции немцев и был подбит и сожжен...»

Могила Юровского на Чесменском кладбище была затеряна. Но в 2012 году в честь капитана-танкиста установлена памятная доска.

Лейтенант Пастернак

Техник-лейтенант Михаил Львович Пастернак тоже служил в танковых войсках, хотя сам танкистом не был, не был и кадровым офицером. Службу нес по инженерной части – видимо, по своей гражданской профессии. Был помощником командира роты, а потом командира батальона по технической части. В январе 1943 «доставлял на поле боя боеприпасы и горючее, руководил эвакуацией подбитых машин» (и их воостановлением). За это представлен к ордену Красного знамени. 13 февраля погиб. Мать проживала в городе Кирове...

Младший сержант Каплун

Михаил Исаакович Каплун, гвардии младший сержант, пулеметчик 188 Гвардейского стрелкового полка, 63 гвардейской стрелковой дивизии, никого под командой не имел. Впрочем, и по имени-отчеству его никто не называл, вероятно: ведь ему было всего восемнадцать лет, когда его призвали в армию в 1943 году, а до девятнадцати он, вероятно, не дожил.

Что о нем известно? Родился в Херсоне. Жил с отцом в Ленинграде на Большой Московской улице. А еще известно, что он работал на заводе Фармакон. И потому – один из немногих! – удостоился полноценного памятника: завод поставил своему рабочему.

С 15 по 18 января 1944 Каплун «проявил себя смелым, мужественным и храбрым воином. В бою был ранен, но с поля боя не ушел и продолжал вести бой. Огнем из своего станкового пулемета тов. Каплун подавил огонь 45 мм вражеской пушки, уничтожил ее расчет и более 13 немецких солдат и офицеров».

За это Каплун был представлен к ордену Красного Знамени, но был награжден орденом Славы 3-й степени.

Награжден посмертно: уже 19 января он умер от ран.

Остались только имена и даты...

От многих похороненных на Чесменском кладбище остались лишь имена и даты гибели.

Младший лейтенант Рейзенсон Израиль Александрович командир взвода 78 отдельной разведывательной роты, 85 стрелковой дивизии. Убит 26.07.1943.

Политрук Миневич Яков Менделевич. Пропал без вести 9 сентября 1941 года. (Пропал без вести – значит, и могилы быть не может! Или в документах ошибка?)

Старший политрук Лев Григорьевич Бауман. Погиб 7 апреля 1942 года. (Немолодой уже человек, 1900 года рождения).

Писарь Матвей Яковлевич Кац. Убит 1 октября 1941 года при обстреле во дворе здания штаба.

За каждым именем – своя судьба, своя история.

И это только те, чьи могилы известны. А по документам на Чесменском кладбище похоронено еще несколько воинов-евреев. Разной была их служба и военная специальность (пулеметчик, связист, разведчик-наблюдатель), разными и звания.

Иные судьбы совсем драматичны. Красноармеец Хейфец Юлий Гилеевич стрелок 30 отдельной штрафной роты, красноармеец Соболь Соломон Львович, стрелок 125 отдельной штрафной роты... Можно лишь гадать, за что угодили оба они в штрафные подразделения, но своих положенных трех месяцев там не дослужили – «смыли вину кровью».

Герои без могил

У героев сегодняшнего нашего рассказа - ни первостепенных наград, ни высоких чинов. Неизвестны и какие-то из ряда вон выдающиеся подробности их биографий. Просто люди воевали, проявили храбрость... и погибли. Но именно из таких незаметных судеб складывалась победа в войне. И то, что имена многих похороненных не увековечены на Чесменском кладбище (хотя известны архивистам) – досадно и печально. Может быть, к 75-летию Победы этот вопрос удастся решить?

Вот список солдат и офицеров-евреев, похороненных на Чесменском кладбище, помимо упомянутых в этой статье:

Младший лейтенант Хейфец Иосиф Менделеевич – командир взвода 59 отдельного батальон связи, 13 стрелковой дивизии, убит 14.11.1941.

Сержант Литвин Давид Мотылевич – пулеметчик 14 стрелкового полка, 72 стрелковой дивизии, умер от ран 02.01.1944.

Красноармеец Любин Абрам Менделеевич – стрелок 456 стрелкового полка, убит 10.12. 1942 года.

Старший сержант Крупецкий Евсей Исаакович разведчик наблюдатель 1439 самоходно-артиллерийского полка, убит 17.01.1944.

Младший лейтенант Лосиков Исаак Израилович – командир взвода 103 стрелкового полка, 85 стрелковой дивизии, убит 21.09.1943.

Сержант Черфас Абрам Михайлович – стрелок 381 стрелкового полка, 109 стрелковой дивизии, убит 22.12.1942.

Старший сержант Тарнаруцкий Семен Соломонович – командир отделения 864 стрелкового полка, 189 стрелковой дивизии, убит 06.11.1943.

Об истории Чесменского кладбища

Многие знают Чесменский путевой дворец, ныне принадлежащий университету аэрокосмического приборостроения, и церковь рядом с ним. Это – произведения знаменитого архитектора Ю.М.Фельтена. Построены дворец и церковь в честь победы русского флота при Чесме. По легенде, именно на том месте на Царскосельской дороге (ныне – Московский проспект), близ которого построены дворец и церковь, Екатерина II получила известие о победе.

Екатерина часто бывала во дворце. Павел I, дворцов своей матушки не любивший, передал его Мальтийскому рыцарскому ордену, главой которого считался. Мальтийским рыцарям приказано было устроить во дворце госпиталь. Но этот приказ так и не был исполнен.

Долгое время дворец пустовал. Лишь в 1830 году Николай I приказал устроить здесь богадельню для старых солдат – ветеранов войны с Наполеоном. Ветераны постепенно уходили в мир иной, и при дворце выросло военной кладбище. Правда, до нашего времени оно не сохранилось...

После революции богадельня закрылась. Во дворце одно время находился «лагерь принудительных работ», потом его отдали Автодорожному институту, а цековь использовали как клуб.

Но вот началась великая Отечественная война. И рядом с полузаброшенным дворцом, с закрытой церковью снова начали хоронить. Теперь – солдат, погибших в бою.

На кладбище хоронили бойцов 42-й армии, 13-й, 63-й, 64-й, 109-й, 110-й, 291-й стрелковых дивизий, державших оборону на Пулковских высотах.

Всего захоронено около 1528 человек, имена 1327 из них известны, но только у 231 из них есть собственные могилы с именной табличкой. 455 человек – в безымянных могилах с одинаковой надписью: «Вечная память герою, погибшему в бою за Родину», и больше половины - в братских захоронениях. Среди похороненных — Герои Советского Союза Н. Н. Магдик, А. Т. Севастьянов, С. В. Семин, Ф. А. Смолячков, М. И. Яковлев.

Многие из похороненных здесь фактически умерли в городской черте, в госпиталях – от ран. Но другие пали в бою. Насколько велика была возможность в блокадных условиях везти тела погибших от Пулковских высот за Московскую заставу? Как везли их? Все эти вопросы нуждаются в ответе.

За помощь в поисках информации и фотографий Максим Персон выражает благодарность:
Койфману Григорию, Иерусалим, Израиль
Чернакову Геннадию, Берлин, Германия

Текст подготовил Валерий Шубинский


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину