Все проекты
Общину поддержали 30983 раз

Выживший на Невском пятачке. Военная судьба Самуила Дыкмана

О судьбе и малоизвестных фактах биографии еще одного еврейского воина – кавалера ордена Александра Невского рассказывает руководитель ассоциации «Четвертое поколение» Александр Энгельс

Собирая материалы о воинах-евреях, мы храним память о героях, независимо от статуса полученных ими наград. Нередко солдаты не успевали получить медаль, и даже место их гибели неизвестно. Но к упомянутым в военных биографиях наградам относимся с величайшим почтением, понимая, что за ними стоят события героические и трагические, жизнь и смерть. Как и в этой истории.

Военная судьба Самуила Дыкмана

Младшая полководческая награда военного времени – орден Александра Невского. В книге нашего израильского коллеги, Бориса Хейфеца, дополненной в публикации на сайте jewmil  Григорием Койфманом – 806 воинов-евреев, кавалеров этого ордена. Наша организация, Ассоциация «Четвертое поколение», смогла установить в этом году имена еще пяти человек, уточнив их национальную принадлежность. А буквально на днях мы смогли обнаружить еще одного воина с орденом Александра Невского на кителе, которого с радостью добавляем.

«Еврей. Из мещан»

Военная судьба Самуила Дыкмана

Самуил Григорьевич Дыкман родился в 1913 году в местечке Чашники, недалеко от Витебска. В начале ХХ века евреи здесь составляли более 70% населения.
Вероятность принадлежности Самуила Дыкмана к еврейскому народу кажется практически стопроцентной, по сочетанию ФИО и места рождения. Тем не менее, в списки воинов-евреев – кавалеров ордена Александра Невского он никогда не попадал, т.к. в наградном листе на этот орден указана национальность «русский». Такая же запись имеется в документах предыдущего награждения - орденом Отечественной войны 2 степени.
Но, проходя по всем наградным документам, мы все же обнаружили запись «еврей» в пятом пункте листа представления на орден Красного Знамени. Случайно, конечно, такие записи не появлялись.
Поставить точку в спорной части этой истории удалось благодаря сохранившейся регистрационной карточке военно-пересыльного пункта, заполненной в Ленинграде в декабре 1941 г. В ней графа национальности заполнена следующим образом: «Еврей. Из мещан».

Военная судьба Самуила Дыкмана

Выживший на Невском пятачке

Оказалось, что жизнь Самуила Дыкмана была тесно связана с Ленинградом. Из той же карточки узнаем, что накануне войны он жил в этом городе и получил высшее образование: в 1941 г. закончил Лесотехническую академию, специальность: инженер-механик по авторемонту.

Военная судьба Самуила Дыкмана

В армию Самуил был призван также в Ленинграде, в июле 1941 года (проживал на улице Песчаной, призван Выборгским РВК). В регистрационной карточке отмечено военное образование: курсы лейтенантов в 1941 году.
Причина, по которой Самуил в декабре 1941 г. оказался на пересыльном пункте, с пометкой наверху «Здоров» – понятна: он прибыл туда из эвакогоспиталя №51.
Сегодня на здании больницы, расположенной в С.-Петербурге на проспекте Динамо, мемориальная доска: «С октября 1941 по июль 1944 года в зданиях больницы имени Я. М. Свердлова размещался 51-й эвакогоспиталь Ленинградского и Волховского фронтов».

Военная судьба Самуила Дыкмана

Известно также место, где Самуил получил ранение: это было в октябре 1941 г. в бою у Невской Дубровки. Самуил имел тогда звание лейтенанта и должность помощника командира стрелковой роты в 284 стрелковом полку 86 стрелковой дивизии. В данном случае речь идет о дивизии второго формирования, т. к. предыдущее формирование 86-й дивизии вместе со штабом погибло в первые часы войны.
Новый состав дивизии формировался в сентябре 1941 г., в Колпино, на базе 4-й Ленинградской дивизии народного ополчения. 20 октября эту часть ввели в бой на Невском пятачке. Неся огромные потери, она смогла расширить плацдарм на 1 километр. Вскоре в дивизии почти не осталось бойцов в строю (сообщают, что уцелело всего 177 человек). Именно тогда и был ранен Самуил Дыкман.

Подвиги и награды

После госпиталя лейтенант Дыкман продолжал службу в нескольких полках 198-й стрелковой дивизии, которая с 1942 по весну 1944 г. сражалась на Ленинградском фронте в составе 54-й армии. Среди наград Самуила Григорьевича – медаль «За оборону Ленинграда».

В октябре 1943 года Самуил Дыкман был ранен во второй раз, а в январе 1944 – в третий.
В марте 1944 года Самуил был удостоен ордена Отечественной войны 2 ст., когда в звании капитана командовал стрелковым батальоном.

Из описания боевых заслуг:

«В составе полка участвовал в боях под Дубовником в октябре месяце 1943 г. где батальон под командованием тов. Дыкман прорвал две сильно укрепленные линии обороны и укрепился на занятом рубеже. Противник, пытаясь вернуть себе прежнее положение, шесть раз контратаковал наши позиции и, несмотря на превосходство его сил, все контратаки с большими потерями в живой силе противника были отбиты. 22-23 января 1944 года тов. Дыкман, скрытно от противника, прошел со своим батальоном через лес и вязкое болото 11 километров и, зайдя в тыл противнику, сходу овладел деревней Грустыня, где и закрепился. Впоследствии при отражении трех контратак врагами силой усиленного батальона тов. Дыкман был ранен, вышел из строя, и после перевязки в ПМП снова вернулся в строй».

В следующем наградном листе, в апреле 1944 года, Самуил Дыкман записан по-прежнему как русский. Он продолжал командовать батальоном, имел звание майора. Представление делалось на орден Отечественной войны, но было повышено до ордена Александра Невского.

В описании боевого подвига – и талант командира, и личная храбрость: «Являясь командиром стрелкового батальона, майор Дыкман проявил выдающиеся способности руководства боем в сложной обстановке». И далее: «Под ураганным артиллерийским и ружейно-пулеметным огнем личным примером мужества и отваги воодушевлял бойцов и офицеров на выполнение поставленной задачи».

Самого высокого ордена – Красного Знамени – майор Дыкман был удостоен в конце 1944 г., когда являлся заместителем командира по строевой части в 1027 стрелковом полку. Тогда 198-я стрелковая дивизия вела бои в Латвии. Наградной лист полностью рукописный, национальность – возвращена.

Военная судьба Самуила Дыкмана

В описании подвига говорится, что противник сумел поразить командный пункт одного из батальонов, после чего предпринял атаку при поддержке танков. Замкомандира полка Дыкман принял командование батальоном, восстановил его боеспособность, отбил несколько атак противника.

«В этот день его батальон отразил 4 крупных контратаки противника, но ни на шаг не отступил с ранее занятого рубежа. Противник оставил на поле боя только убитыми до 80 человек и два подбитых танка».

Самуил Дыкман встретил Победу. После войны он продолжил службу в армии, вышел в отставку в 1966 году в звании подполковника. В юбилейном 1985 году был награжден орденом Отечественной войны 1 степени.

Как видим, судьба Самуила Григорьевича сложилась счастливо, и он сумел выжить во всех испытаниях.

Менее счастливая судьба. Арон Дыкман

Конечно, так было не со всеми его родственниками. Вероятно, какая-то степень родства связывала его с еще одним Дыкманом, Ароном Соломоновичем, который родился тоже в Чашниках, в 1904 году.
Арон также жил в Ленинграде, но, будучи старше, перед войной уже закончил образование и работал. Некоторые сведения о нем мы также нашли в онлайн-архиве Министерства обороны, но хронологически им предшествовали данные ресурса со списками жертв политических репрессий.
Арон Соломонович был арестован в Ленинграде в 1936 году, статья обвинения – КРТД, что означает «Контрреволюционная и террористическая деятельность».
Обвинение, несомненно, было надуманным, судопроизводство – беззаконным, но период этот, к счастью, был относительно менее жесток. Ранее, после декабря 1934 года, в Ленинграде были максимально суровые приговоры. Так же было и в 1937. А накануне этого, в 1936 г., несмотря на зловещую статью, Арон получил три года лагерей. Отбывал их в Воркутинском отделении УхтПечЛага, известного в т. ч. и расстрелами 1938-го года (по воспоминаниям – применялись пулеметы), но сумел выжить, вернулся в 1939 г.

Военная судьба Самуила Дыкмана 
Г.УхтПечЛаг, здание изолятора

Поселиться в Ленинграде после лагерей Арон не смог и поэтому жил и работал на Урале, в городе Асбест Там же он был призван в армию в 1941 году.
В онлайн-архиве об Ароне Дыкмане – два упоминания.

Военная судьба Самуила Дыкмана

Первое – о том, что жена, проживавшая во время войны в Удмуртии, не может его разыскать, и последнее письмо было написано в ноябре 1941. Сообщается, что Арон Соломонович внесен в категорию пропавших без вести.

Второе упоминание относится к 1943 году. В документах, поступивших из того же военкомата в Удмуртии, сообщается, что красноармеец Арон Соломонович Дыкман погиб в январе 1943 года. Но источник сведений не указан. Нередко даты в таких документах тыловых военкоматов являются условными.

Нам все же удалось найти еще немного информации. С искажением одной буквы имени – Прон вместо Арон (в архиве ошиблись при расшифровке рукописного документа) мы нашли Дыкмана в списках пересыльного пункта при Волховском райвоенкомате Ленинграда. Речь там явно идет именно о пересыльно-распределительной функции военкомата, а не о призыве, т.к. у всех 100 красноармейцев в графе домашнего адреса – прочерк. В некоторых случаях отмечена бывшая судимость.

Военная судьба Самуила Дыкмана

Военная судьба Самуила Дыкмана

Внесенная в список группа красноармейцев в ноябре 1941 года направлена в 36-ю запасную стрелковую бригаду (позднее переименована в дивизию). Таким образом удалось установить боевой путь Арона Соломоновича Дыкмана.

Военная судьба Самуила Дыкмана

Эта воинская часть осенью 1941 года отражала наступление немцев на Стрельне и финских войск у р. Сестра. В дальнейшем также держала оборону на Ленинградском направлении.

Военная судьба Самуила Дыкмана

Жизнь и смерть Дыкманов из еврейского местечка Чашники была тесно связана с Ленинградом...

Александр Энгельс
Руководитель Ассоциации «Четвертое поколение» 

 


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину