30.12.2015
Поэтесса, красавица… самоубийца
Шестиклассница петербургской школы восстановила биографию еврейской поэтессы Полины Кагановой
В годы войны в Ленинграде жила и творила поэтесса Полина Каганова.
Светлана Гарбузова в библиотеке «Сифрия» – с памятной наградой от Большой Хоральной Синагоги |
Вам что-нибудь говорит это имя? Между тем, это яркая талантливая личность, удостоившаяся восторженных отзывов Ахматовой и Зощенко. Восстановить историческую справедливость взялась шестиклассница 264-й петербургской школы Светлана Гарбузова. Заинтересовавшись судьбой поэтессы на уроках литературы, девочка залезла в Интернет – и не нашла там почти ничего. И тогда она взялась за дело всерьез – разыскала родственников поэтессы, взяла у них интервью, раздобыла фотографии, копалась в архивах… Итогом стало исследование «Мы даже смерти выше», написанное под научным руководством педагога Елены Юрьевны Шиловой. Работа, проделанная талантливой школьницей, позволяет восстановить картину жизни ленинградской еврейской поэтессы. Мы с удовольствием публикуем текст Светланы, несколько адаптированный для нашего портала.
***
Поэзия – судьба моя,
Тяжелая, упрямая,
И вдовья, и солдатская,
И просто ленинградская.
Мама П.Кагановой С.Рахлина, слева |
Полина Исаевна Каганова родилась 8 октября 1911 года в городе Нежин в еврейской семье, у Исайи Каганова и Софии Рахлиной. Родственниками Полины Кагановой со стороны матери являются знаменитые Натан Рахлин – гениальный советский дирижер и Илья Рахлин – художественный руководитель петербургского Государственного мюзик-холла.
Интересно, что в этот же день и год в Нежине родился Марк Наумович Нейман, известный всем как Марк Бернес – советский киноактер и певец. Еврейские семьи стали селиться в этой местности в начале 19 века после раздела Польши. Нежин начала 20 века испытал несколько больших погромов еврейского населения. Именно в этом городе провел свои последние дни и похоронен второй Любавический Ребе Дов-Бер Шнеерсон.
Как и при каких обстоятельствах, Полина перебралась в Ленинград неизвестно, но школу она окончила уже здесь.
По воспоминаниям членов ее семьи, Полина была сказочно хороша: густые черные волосы подстрижены в каре, на точеном белоснежном лице выделялись очаровательные зеленые глаза.
В 1931 году, когда Полине было двадцать лет, она работала продавцом книг и пластинок на Невском проспекте. Многие люди приходили в магазин, чтобы полюбоваться на девушку необыкновенной красоты. Одному из воздыхателей Полина ответила взаимностью, им оказался военный – Сергей Волокитин. Полина и Сергей поженились и уехали в Харьков, где в 1933 году у счастливой супружеской пары родился сын Станислав.
В 1937 году поэтессе пришлось пережить первый, но, к сожалению, не последний удар в ее жизни – расстрел мужа по сфабрикованному обвинению. Беззаботная жизнь закончилась.
«Это было так давно,
Тоже в ночь осеннюю,
С ночи той мне все равно
Нет нигде спасения...»
Сергея нет в списках жертвах репрессий, но известно, что в 1937 году массово уничтожались известные военнослужащие страны, якобы за участие в «военном перевороте 15 мая 1937 года».
Итак, Полина осталась одна, в чужом городе, с маленьким сыном на руках. Гибель мужа, отчаянное положение, беспомощность, страх от происходящего в стране навсегда изменили ее жизнь. Позже она напишет об этом:
На лохматые лапы узорчатых веток
Уронила луна золотую пыльцу.
Без тебя прошумело четвертое лето
И четвертая осень подходит к концу.
Я иду по дорожкам осеннего сада,
По широким ладоням опавшей листвы,
И в большие глаза моего Ленинграда
Смотрят ясные очи прохладной Невы.
Тихо дремлют пруды в разноцветной оправе
Ярко-красных цветов и совсем голубых.
Вот дорога налево, вот дорога направо,
А к тебе только нет мне дорог никаких.
Лев Савранский, второй муж П.Кагановой |
Полина с ребенком вернулась к родителям в Ленинград. Там ее ждала мама и давняя подруга семьи – Берта Абрамовна Либерман.
Перед началом войны Полина встретила свою новую любовь – Льва Моисеевича Савранского, кинооператора из отдела документального кино Ленфильма.
Началась Великая Отечественная война. Лев Савранский попал на фронт кинооператором, он летал на самолетах-разведчиках и снимал вражеские установки.
Сама поэтесса тоже осталась в осажденном Ленинграде и стала выступать на радио вместе с Ольгой Берггольц, которая о себе и коллегах говорила: «То, что мы останемся в Ленинграде, как бы тяжело ни сложилась его судьба, – это мы решили твердо с первых дней войны. Я должна была встретить испытание лицом к лицу. Я поняла: наступило мое время, когда я смогу отдать Родине все – свой труд, свою поэзию. Ведь жили же мы для чего-то все предшествующие годы».
П.Каганова - вторая слева, вторая справа – ее лучшая подруга Виктория Тикке |
Полина Каганова не эвакуировалась и в 1941 году ушла на фронт добровольцем.
«Я иду через минное поле,
Я иду сквозь орудий раскат,
Я иду, солдат-доброволец,
Я иду защищать Ленинград»
Полина Каганова воевала в артиллерии на Ленинградском фронте. Ее подруга, сослуживица, а потом и родственница (дети подруг поженились) Виктория Тикке писала, что они служили в «интеллигентных войсках» – в артиллерийской разведке. Виктории Тикке было шестнадцать лет, Полине – уже тридцать, но война связала их верной дружбой на всю жизнь. Виктория позднее стала драматической актрисой и великолепным чтецом поэзии.
Неподалеку от места службы находился штаб армейской газеты. В этот момент Полина начала публиковать свои стихи. Писала ли она их до войны, неизвестно. На этот вопрос не смогли ответить даже ее родственники, поскольку в черновиках и рукописях поэтессы сохранились лишь стихи, написанные не ранее 1941 года.
Молодую поэтессу стали печатать в армейских газетах. Ее стихи военной поры были простыми и бесхитростными, но очень искренними. Так писали многие поэты того времени: они стремились быть понятными и близкими каждому.
В 1942 году Полина Каганова стала сотрудницей дивизионной многотиражной газеты. Там же работали поэты Михаил Дудин, Николай Глейзаров, Вадим Шефнер. Они стали ее военными друзьями. Михаил Дудин писал в воспоминаниях: «Весной 1942 года я работал в редакции армейской газеты «Знамя победы». Редакция и походная типография газеты располагались тогда неподалеку от Ленинграда… Я сидел и разбирал редакционную почту и среди неуклюжих попыток выразить свое презрение к фашистам через рифму нашел очень простое по мысли и форме стихотворение о Ленинграде. Под ним стояла подпись «Красноармеец Полина Каганова». Я показал эти стихи Вадиму Сергеевичу Шефнеру, и по нашей общей рекомендации они были напечатаны в газете, после чего Полина Каганова стала ее постоянным автором».
П.Каганова на фронте с сослуживцами |
Станислав и Феликс – сыновья П.Кагановой |
Боевая подруга Полины Виктория Тикке вместе с дивизионом дошла до Берлина и 9 мая расписалась на Рейхстаге. Сама Полина демобилизовалась и 26 февраля 1944 года родила сына Феликса. За боевые заслуги она была награждена медалью «За оборону Ленинграда».
Жизнь поэтессы после войны была очень скромной. Полина Исаевна тогда жила с мужем, Львом Моисеевичем, в одной комнате коммунальной квартиры на улице Петра Лаврова (ныне Фурштадтской), на углу со Свечным переулком. Жили скромно, как многие советские люди, в квартире даже не было горячей воды. С ними жил ее младший сын Феликс, тогда он был еще подростком.
В дальнейшем Феликс Савранский показал себя удивительно талантливым человеком: он писал стихи, рисовал, режиссировал и обладал недюжинной эрудицией. Работал главным режиссером ЦПКиО, организовывал зимние и летние массовые представления. После смерти матери он готовил ее стихи к публикации в журнале «Звезда».
Интересно, что после войны Полине посчастливилось лично встречаться с Анной Ахматовой и Михаилом Зощенко. Михаил Михайлович сказал восторженно, прочитав ее стихи: «Да, Полина – поэтесса!» «Нет, – поправила Ахматова, – Полина поэт». Сама Каганова всю жизнь считала эту оценку знаковой для себя.
Поэтесса Каганова много работала: писала детские, лирические, военные и даже юмористические стихи. Она печаталась в журналах и сборниках, сотрудничая со многими редакциями. Дети до сих пор поют песенки на стихи Полины Исаевны: «Петя-пастушок», «Песенка о хлебе», «Лесная песенка», «Нет страны чудесней».
В коммунальную квартиру, где жила поэтесса, приходили письма-отклики на ее творчество от солдат. Мешки были высотой около метра. Полина Каганова была, несомненно, очень популярна и любима своими читателями. Ее стихи печатали в популярных «толстых» журналах.
П.Каганова, 1969 год, Ленинград |
В 1969 году после второго инфаркта умер Лев Моисеевич Савранский. Затем погиб старший сын поэтессы, Станислав.
Полина Исаевна постепенно теряла свои жизненные ориентиры – самых близких людей.
12 октября 1972 года Полина Исаевна Каганова покончила жизнь самоубийством и была похоронена на Северном кладбище в Парголово.
Через три года после смерти поэтессы, вышла книга ее стихов «Солдат запаса». Это была ее единственная книга, к сожалению, не изданная при жизни. Предисловие к ней написал известный ленинградский поэт-фронтовик Михаил Дудин.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2