11.05.2014
Выживший «по закону больших чисел»
Кто знал, что судьбу Эммануила Исааковича Шляпоберского решат занятия в радиокружке при Дворце пионеров? В мае 1941 года Шляпоберскому исполнилось восемнадцать лет – он заканчивал школу.
О войне узнал – как многие – из речи Молотова, которая доносилась из репродуктора на Финляндском вокзале. Семья в воскресенье 22 июня собиралась навестить родственников за городом…
А потом все завертелось очень быстро. Представитель военкомата собрал юных кружковцев из Дворца пионеров и предложил им стать военными радистами. Благо, азбуку Морзе они знали назубок. 10 июля Шляпоберский был уже в армии.
Курсант курсов мл. лейтенантов. Москва, 1941 г. Из архива Э.И. Шляпоберского
Эммануил Исаакович прошел всю войну радистом. Остался в армии. Закончил академию связи. Дослужился до подполковника. В 70-е годы преподавал радиоэлектронику и микросхематехнику...
Командир радиовзвода.Ногинск. Апрель, 1942 г. Из архива Э.И. Шляпоберского
Как большинство участников войны, Шляпоберский пытается осмыслить свой опыт. Эммануил Исаакович написал и издал за свой счет воспоминания о тех днях. Вообще, он – натура деятельная: пишет стихи, освоил Интернет – активно общается в сети, завел свой сайт. Еще «в активе» Эммануила Исааковича – книжечка стихов и брошюра воспоминаний о туристических поездках в Европу (ими он отвлекал себя от грустных мыслей после кончины любимой жены 24 года назад).
Банально звучит, но всей этой полной жизни; сына, внучки, правнуков, не было бы, если бы он не вернулся живым с войны.
У памятника «Родина-мать». 1978 г.Из архива Э.И. Шляпоберского
Я вспоминаю, мой дедушка, ветеран Великой Отечественной, рассказывал, как пуля пробила козырек его фуражки, пройдя в нескольких сантиметрах от головы. Дед не верил ни во что сверхъестественное, но тот случай считал чудесным спасением, которое даровало ему еще полвека интересной и содержательной жизни.
Спрашиваю Шляпоберского:
– С вами происходили подобные чудеса?
– Конечно. И не раз. Я бы не связывал спасение ни с чем мистическим. Наверное, я выжил «по закону больших чисел».
Мраморный дворец.Из архива Э.И. Шляпоберского
Тем не менее, ветеран войны вспомнил сразу три истории, подобных той, что произошла с моим дедом.
Однажды Эммануил Исаакович хлебал кашу из одного котелка с однополчанином. Тот сидел по-турецки, а Шляпоберский ел полулежа. Рядом разорвалась мина. Тому парню снесло полголовы. А Эммануил Исаакович не получил даже царапины.
Другой раз дали команду рыть так называемые щели вокруг штаба, чтобы не прошли немецкие танки. Рядом рыл щель еще один однополчанин Шляпоберского.
– Он все время подбадривал меня, крича, что вызывает на соцсоревнование.
Эммануил Исаакович довольно быстро вырыл «яму» глубиной около полутора метров. Он успел сделать это до того, как налетела фашистская авиация – стали бросать кассетные бомбы.
– Было видно, как большая бомба разваливалась в воздухе, и из нее высыпалось множество маленьких. Я понял, что ничего для своего спасения сделать не смогу, лег на дно щели и приготовился к худшему. Вскоре раздалось множество маленьких взрывов, но в щель ни одна из бомб не попала. После того как самолеты улетели, я поднялся и увидел две небольшие воронки на двух противоположных брустверах. Бомбы разорвались буквально в нескольких сантиметрах от меня!
Третья история – из серии «не было бы счастья, да несчастье помогло». Эммануил Исаакович сидел на краю своего окопа и ремонтировал радиостанцию. К нему подошел ординарец начальника штаба дивизии. Он сообщил, что в телефоне начальника штаба вышел из строя микрофонный капсюль:
– Дайте мне капсюль, я сам заменю его.
Шляпоберский не хотел отрываться от срочной работы, он пытался спорить. Но по приказу начальства пришлось сходить к машине и выдать хранившийся там капсюль. Вдруг раздался страшный взрыв. Мина угодила как в тот самый окоп, где несколько мгновений назад Эммануил Исаакович ремонтировал свое «орудие труда». От радиостанции осталась груда искореженного металла.
Начальник только прокричал:
– Если бы ты не пошел исполнять мой приказ, тебя бы убило!
Эммануил Исаакович Шляпоберский. 2014 г.
Не нам судить о том, почему кто-то погиб в той страшной войне, а кто-то остался жив. Но почему-то испытываешь одновременно страх и радость от того, какие случайности нередко решают человеческие судьбы.
Мария Конюкова
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2