07.03.2017
Еврейский художник, рисовавший блокаду
С трудом преодолевая 108 ступенек, художник Ефим Хигер спускался на улицы блокадного Ленинграда и зарисовывал все, что видел вокруг... Эти рисунки хранятся у его внучки Юлии Камковой. Она открыла для нашего портала архивы деда и рассказала о его жизни.
Герой «Чапаева» и его вдова
1934 год. В огромной изысканной гостиной на четвертом этаже бывшего доходного дома страхового общества «Саламандра» по Дзержинского 4 проходило бурное обсуждение сцен из кинофильма «Чудо». Картина снималась в павильонах Ленфильма, одну из главных ролей играл народный артист РСФСР, кумир театральной публики Илларион Певцов. Иногда Певцов приглашал съемочную группу в свою роскошную квартиру, полученную по распоряжению самого Кирова. В то время как Илларион Николаевич яростно спорил с режиссером фильма Петровым-Бытовым, в углу гостиной притулился 34-летний художник картины Ефим Яковлевич Хигер, делавший первые шаги в кинематографе. Он что-то быстро рисовал карандашом на листках бумаги, украдкой бросая взгляды на молодую жену хозяина дома – красавицу приму-балерину бывшего Мариинского, в то время Государственного театра оперы и балета... Через несколько месяцев Певцов вернулся из съемочной экспедиции больным – заразился холерой. Вскоре он скончался. Фильм «Чапаев», в котором артист сыграл знаменитую роль полковника Бороздина, вышел на экраны через 12 дней после его смерти. Художник зачастил к молодой вдове. Теплом и искренней заботой Ефим растопил сердце балетной дивы. Через три года он станет вторым мужем известной ленинградской балерины и педагога Н. А Камковой, воспитавшей в стенах Вагановского училища танцовщиц мирового уровня.
«Азбука в картинках» и «Петрушка»
Выходец из обычной семьи одесских еврейских мещан, Ефим еще в детстве начал рисовать.
Одесса. Ефим слева внизу с родителями, братом Рувимом и сестрой Цилей |
В 1921 году он приезжает в Петроград учиться графическому искусству – поступает в ВХУТЕМАС, берет уроки у известной художницы и педагога Кругликовой. Начинал Хигер как художник-оформитель книг для детей. В 1924 году вышла первая иллюстрированная им книга М. Серова «Кто это? Прочитай и угадай», затем «Пионеры» В. Волжанина, поэтический сборник Н. Тихонова «Сами». В 1925 году художник выпустил книжку «Азбука в картинках», которая по сей день является одним из лучших пособий для обучения детей алфавиту. С этой работой Е.Я. Хигер навсегда вошел в историю советской книжной графики.
Дружба Ефима Яковлевича с Д. Хармсом, О. Мандельштамом и другими известными поэтами отразилась на его творчестве. Поэтическая манера графического письма проявляется в иллюстрациях Хигера к балладе Елены Данько «Ваза Богдыхана» и книге стихов М. Фромана «Петрушка».
«Детский» период художника был плодотворен. Проиллюстрированные им «Игрушки», «Женька-пионер», «Лушины груши», «Красные дети на белом коне» были очень популярны в конце 20-х – начале 30-х годов.
От Пугачева до Шолом-Алейхема
С 1931 года начался новый этап в творчестве Хигера – кинематографический, который впоследствии изменил его личную жизнь. Художник поступает на киностудию «Ленфильм» и работает над фильмами «Огонь» и «Секрет». В 1932 году он участвует в производстве кинокартины «Город в степи», в 1934 – «Чудо», в 1935 – «Граница», в 1937 – «Пугачев», в 1939 – «Мужество». К сожалению, до наших дней сохранился только идеологически выдержанный по канонам того времени фильм «Пугачев».
Автолитография к фильму «Емельян Пугачев» |
Художник занимается и прикладной графикой – рисует этикетки по заказу легкой и пищевой промышленности. Это станет одним из основных направлений его творчества в послевоенное время.
В то же время Е.Я. Хигер не забывает и оформительское искусство, иллюстрируя книги Пушкина, Лермонтова, Гоголя, работает над оформлением книг Шолом-Алейхема.
К 100-летию со дня смерти Лермонтова художник по заказу Детгиза подготовил автолитографии к изданию его поэм. Мцыри Хигера – романтический прекрасный юноша, побеждающий врагов.
«Успеть зарисовать, чтобы донести миру!»
Несмотря на уговоры жены, эвакуированной в первые дни войны с балетным училищем, Ефим Яковлевич остается в блокадном Ленинграде в первую, самую тяжелую зиму.
Открытка от Е.Я. Хигера жене Н.А. Камковой в эвакуацию в г. Молотов |
Хигер, член Ленинградского отделения Союза художников, работает в сфере агитационного искусства, создает листы с карикатурами на фашистов, яркие плакаты, боевые листовки, участвует в создании серии открыток «Герои Балтики». Но главным своим делом мастер считал необходимость вести художественную летопись этого страшного времени.
Его сюжеты просты и обыденны. Мы видим, с каким упорством в осажденном городе умирающие от голода и холода жители не сдаются в каждодневной схватке со смертью.
Лучшим эпиграфом к творчеству блокадных лет Е.Я. Хигера может служить фраза «С отчаяньем надо бороться, договориться с ним невозможно!»
Как вспоминал по рассказам художника его сын Виктор, родившийся уже в послевоенном 1945 году, Ефима Яковлевича спасла огромная печка в 19-метровой кухне без окон, куда он возвращался, с огромным трудом преодолевая 108 ступенек до четвертого этажа. Но, быстро забросив в ненасытное жерло плиты добытые деревяшки и растирая окоченевшие пальцы, мастер спешит добраться до карандаша, чтобы запечатлеть только что увиденные уличные сценки. Успеть зарисовать, чтобы донести миру! – это стало девизом блокадного художника. Летом 1942 года обессилевшего Хигера вывозят на Большую землю. Когда, совершенно изможденный, он добрался до Молотова (ныне Пермь), где жили в эвакуации Наталья Александровна с семьей сестры, жена его не узнала...
«А вот и вареник пришел!»
В конце 1944 года приехала из эвакуации Наталья Александровна, Ефим Яковлевич прибыл чуть раньше, чтоб подготовить квартиру к приезду супруги. Жизнь в разрушенном городе постепенно налаживалась. В июне 1945 года у Ефима Хигера и Натальи Камковой родился сын Виктор.
С 3-х летним сыном Виктором |
Внешне закрытый и даже немного суровый, Ефим Яковлевич был мягким и добрым человеком, любившим пошутить, особенно с детьми. Его племянник Валерий вспоминает, что когда в детстве приходил в дом на Дзержинского 4, дядя встречал его неизменной шуткой:
– А вот и вареник пришел!
– Я Валерик! – настаивал малыш.
– Ну я и говорю – вареник, – посмеивался художник.
К сожалению, после войны художник прожил только десять лет. Но за эти годы он успел создать несколько великолепных портретов маслом, два из них – обожаемой жены Натальи – ныне находятся в музее Академии русского балета им А.Я. Вагановой. Продолжал Ефим Яковлевич и свое любимое оформительское направление: в 1949 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла антология писателей и поэтов народов Севера «Мы – люди Севера», а в 1953 году – роман Фенимора Купера «Моникины», иллюстрированные рисунками Хигера.
На заседании ЛОСХ. Е.Я. Хигер стоит слева |
Е.Я. Хигер за работой в своем кабинете |
В 1955 году в возрасте 56 лет Ефим Яковлевич скончался. Но его искренние, отмеченные настоящим талантом рисунки очевидца и летописца блокады, бесспорно, стали уникальным документом эпохи.
Елена Севенард
Благодарим за помощь в подготовке статьи внучку Е. Я. Хигера – Юлию Викторовну Камкову-Вермелингер, его племянника Гуттаковского Валерия Петровича. В статье использованы воспоминания сына художника – Виктора Ефимовича Камкова, ушедшего из жизни в 2015 г., и изданный им Ленинградский блокнот рисунков художника Ефима Хигера « Мы, обожженные блокадой, просим тишины...»
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2