Все проекты
Общину поддержали 30984 раз

«Служу Отечеству, Земле Обетованной и Синагоге!»

24 июня исполнилось 95 лет Борису Иосифовичу Лерману – уважаемому члену еврейской общины Петербурга, очевидцу блокадного прошлого Ленинграда, участнику взятия Берлина, одному из старейших работников Горэлектротранса.

Борис Иосифович Лерман, 2017 г. Фото prlib.ru

На самые искренние и теплые пожелания от имени еврейской общины и редакции Борис Иосифович ответил: «Служу своему Отечеству, Земле Обетованной, Синагоге. Все годы я ходил туда, жертвовал на деятельность общины и очень тронут вашим поздравлением».

Мы попросили Бориса Иосифовича поделиться воспоминаниями с нашим изданием.

Как я ударом приклада открыл калитку концлагеря

- Я – житель блокадного Ленинграда, до последнего дня принимал участие в обороне. Прошел через блокаду, прошел через окопы и противотанковые рвы, эвакуацию. В 1943 году ушел добровольцем на фронт, штурмовал Берлин. Вместе с другими воинскими частями принимал участие во взятии Рейхстага и водружении знамени Победы.

Справка об объявлении благодарности гвардии рядовому Лерману Борису Иосифовичу, участнику боев за овладение г. Берлином. Фото prlib.ru

Грамота участнику взятия Берлина гвардии ефрейтору Лерману Борису Иосифовичу от Военного Совета 1-й Гвардейской танковой армии. Фото prlib.ru

Вскоре после взятия нами города Гдыня я лично своими руками открыл калитку концентрационного лагеря.

Гданьск и Гдыня – города, переходящие один в другой вдоль побережья Гданьского залива. Там располагались два больших лагеря смерти. В последние дни войны газовые камеры не работали, расстрелы прекратились. Кто из узников остался – уцелел. В пяти километрах от Гдыня располагался Штуттгоф – нацистский концентрационный лагерь.

Я тогда служил в мотоциклетном разведывательном батальоне. Нам сказали, что немцы бежали через Балтийское море и бросили на берегу много техники и мотоциклов, по-видимому – хороших. Мы выдвинулись проверить эту информацию. Не доезжая километров пять, мы заметили огороженный колючей проволокой участок, где копошились люди. Я немного знал немецкий язык, мог допросить пленного при необходимости. Командир взвода отправил меня на разведку. Я, конечно, пошел. А там – колючая проволока, никаких помещений нет, а возле калитки сидит толстый поляк.

«Вас ист дас, – говорю я ему. – Я хочу пройти».

«Ферботен (запрещено)», – говорит он мне.

«Как это, кому запрещено? Кто тут сейчас хозяин?»

«Вот это», – и показывает на калитку.

А на калитке висит маленький замочек наподобие наших контрольных, и даже не закрыт. Я стукнул прикладом по замочку, тот упал, я зашел... Елки зеленые, что там! Женщины, мужчины, кто валяется на полу, кто сидит, кто в углу. Я не пошел далеко.

«Кто вы?» – говорю по-немецки.

«Юден», – отвечают.

Фото electrotrans.spb.ru

Я знал идиш. Скомандовал им выходить, но они отвечали, что боятся. Пришлось даже пригрозить автоматом, и только после этого удалось вывести их за собой. Я вышел, открыл калитку, и они медленно потянулись на свободу. Это было 30 марта 1945 года.

Справка об объявлении благодарности гвардии ефрейтору Лерману Борису Иосифовичу, участнику боев за овладение городом Гдыня. 1945. Фото prlib.ru

Командир взвода уже долго ругал меня на чем свет стоит отборной солдатской бранью. Мол, уедем без тебя, поторопись, Лерман! Мы продолжили выполнять задание, доехали до места, покопались в немецких мотоциклах и автомашинах, ничего годного не нашли. Плюнули и двинулись в обратный путь, а навстречу нам попались недавно освобожденные узники, шедшие в колонне. Вот кто-то идет сам, двое других поддерживают третьего. В руках у них уже была какая-то еда: женщина несла небольшое ведерко сахарного песка, кто-то держал буханку хлеба. Откуда – не знаю. Наверное, поляки, жившие в том районе, опомнились и что-то подкинули из еды бывшим узникам. А мы двигались дальше...

Борис Иосифович Лерман с сослуживцами. Германия, окраина Дрездена, дер. Клоче. 1946 год. Фото prlib.ru

Борис Лерман и общество «Память»

В 1989 году, еще при Советской власти, при Горбачеве, евреи получили возможность свободно участвовать в разных организациях, заработало общество евреев инвалидов-ветеранов войны на Гатчинской. И подняла голову «Память» – страшная антисемитская организация. Я ходил на митинги этой организации «Память». Наблюдал за тем, какую пропаганду они вели. На Невском проспекте у Гостиного двора они распространяли антисемитскую литературу. Я изучил их работу, написал подробное письмо в ЦК Партии на имя Горбачева и копию секретарю обкома партии, отправил. Письмо попало адресату. Первый секретарь обкома партии даже зачитал его по телевизору, после чего последовало много звонков из разных организаций, от партийных работников, из канцелярии. Мне говорили, что примут меры. И приняли! Постепенно деятельность «Памяти» затухала, заглохла полностью, да и от инфаркта скончался руководитель этой организации. Я выдохнул.

Борис Иосифович Лерман с супругой. 2012. Фото prlib.ru

Что я пожелаю евреям Петербурга?

Молодому поколению очень хочу пожелать: чтобы молодежь ходила чаще в Синагогу, интересовалась историей Израиля и еврейского народа, читала книги – ведь их так много. Чтобы не забыли отцов, дедов и прадедов, были верными их наследию и изучали Тору. Даже если не полностью соблюдать – но хотя бы быть знакомыми! Зай Гизунд! Лехайм, и будьте все здоровы, и в том числе раввин Певзнер, с которым я с удовольствием перекинулся на идише парой фраз.

Борис Иосифович Лерман с супругой (в центре) на Дне Победы в школе «Менахем». 2012 г. Фото jeps.ru

Борис Иосифович Лерман с супругой (справа) на Дне Победы в школе «Менахем». 2012 г. Фото jeps.ru

Согласен на 118!

Расскажу анекдот. Отмечали день рождения еврея. Много теплых пожеланий. Один говорит:

«Я желаю тебе уйти из жизни в 119 лет!»

«Почему же не в 120?!»

«Чтобы над могилой могли сказать: прежде времени ушел Абрам Исакович!»

Так вот, я согласен не на 120, а на 118!

У меня такое хорошее настроение, что жаль сейчас прощаться!

Беседовала Елена Слабковская


И еще о Борисе Иосифовиче Лермане

Материалы сайта electrotrans.spb.ru

Борис Иосифович – один из старейших работников Горэлектротранса.

В 1949 году он впервые сел за руль троллейбуса ЯТБ-1.

По его словам, он до сих пор помнит все тонкости управления с троллейбусом и бережно хранит документы водителя, в которых нет ни одного штрафного балла.

По его словам, «тогда, после войны, водить троллейбус считалось званием почетным. Работа была ответственной, а расписание – жестким. Опоздание – не более двух минут, а 'загон' (то есть прибытие раньше срока) – не более минуты. Бывало, служебной развозки не было, тогда пешком ходили, только для того, чтобы выехать по расписанию. Настолько сильно чувствовали значимость своего дела».

Борис Лерман приехал в Ленинград из Белоруссии, где рос в небогатой семье с десятью детьми. Поступил в ремесленное училище, но почти сразу наступила война.

Вместе с товарищами Борис Иосифович строил укрепления на Лужском оборонительном рубеже, возводил доты в районе Средней Рогатки и ловил в составе патрулей диверсантов-ракетчиков на улицах Ленинграда.

Одно из самых тяжелых блокадных воспоминаний Бориса Лермана – остановка в Ленинграде трамвайного сообщения. Это произошло 8 декабря 1941 года. Ежедневная дорога на работу и с работы стала занимать у него 8 часов...

Уже после войны, вернувшись в Ленинград, в дни начала и окончания блокады Борис Лерман вновь проделывал пешком весь путь от Верейской улицы до проспекта Обуховской Обороны – в память о тех страшных годах.

Затем Борис Лерман был эвакуирован, трудился на оборонных заводах, а в 1943 году – призван в Красную армию.

Б.И. Лерман отдает честь старшим офицерам. Германия, окраина Дрездена, дер. Клоче. 1946 год. Фото electrotrans.spb.ru

Б.И. Лерман. 1946 г. Фото electrotrans.spb.ru

В составе 9-го отдельного гвардейского мотоциклетного Бранденбургского ордена Красной Звезды батальона 11 гвардейского танкового корпуса Борис Лерман освобождал концлагерь в Польше, штурмовал Зееловские высоты, брал Берлин и Имперскую канцелярию. Оставил надпись на стене Рейхстага, и даже, по его словам, оказался запечатлен на знаменитой картине известного баталиста П.А. Кривоногова «Капитуляция немецких войск в Берлине 2 мая 1945 г.».

Награжден орденом Красной звезды, Орденом Отечественной войны, боевыми медалями «За освобождение Белоруссии», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» (всего более 20 медалей), памятным знаком ветерана 1-й гвардейской Краснознамённой танковой армии, нагрудным знаком ветерана 11-го гвардейского танкового Прикарпатско-Берлинского Краснознаменного и ордена Суворова корпуса.

Послевоенная жизнь Бориса Иосифовича Лермана была связана с Трамвайно-троллейбусным управлением Ленгорисполкома: в 1949 году он стал водителем первого ленинградского троллейбуса ЯТБ-1, затем работал ревизором в Службе движения. Интересно, что объявление о наборе водителей вчерашний фронтовик услышал по радио, когда лежал у себя дома, с трудом привыкая к мирной жизни: «Слушаю радио, как вдруг объявляют, что троллейбусный парк набирает в группу учеников-водителей троллейбусов с выплатой стипендии 300 рублей в месяц, и принимаются только лица до 35 лет, имеющие шоферские права. Тут уже я посчитал, подхожу по всем параметрам. Быстро, по-солдатски, в своей солдатской форме помчался на троллейбусе на Сызранскую 15. Так я стал водителем троллейбуса и, должен сказать, что неплохим, одним из лучших».

Фото electrotrans.spb.ru

О своей жизни, на которую пришлись великие и драматичные события XX века, Борис Иосифович Лерман рассказал в воспоминаниях, которые озаглавил «Судьба блокадника и солдата». В год 75-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады эти воспоминания по инициативе Горэлектротранса были переданы Президентской библиотеке им. Б.Н. Ельцина, и в настоящее время входят в раздел «Память о Великой Победе».

Благодарим Германа Мойжеса за содействие в подготовке этого материала.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину