Все проекты
Общину поддержали 31313 раз

Борис Гольц – композитор, сгинувший в Блокаду

Евреи на войне Блокада Борис Гольц судьба композитораПианистка Юлия Стадлер, заново открывшая имя композитора Бориса Гольца, разыскивает сведения о его жизни и утраченные ноты его фортепианного концерта.

Жил в Ленинграде молодой композитор Борис Гольц. В Блокаду был добровольцем в творческой группе при Политуправлении Балтфлота. Писал патриотические песни. Мечтал создать балет «Ромео и Джульетта». Не довелось: умер от голода. В один из дней просто не вышел из своего дома на Первой линии Васильевского острова. Ему было 28 лет. Среди сохранившихся его произведений – двадцать четыре фортепианные прелюдии, которые он написал, когда учился на 1 или 2 курсе консерватории. Некоторые из этих прелюдий понемногу исполняют, но широкому слушателю они неизвестны.

Трагическая судьба, полузабытое имя, каких много... Но есть в Петербурге человек, которому небезразлична судьба творческого наследия Бориса Гольца. Это пианистка Юлия Стадлер – сестра известного скрипача и дирижера Сергея Стадлера.

Юлия Валентиновна рассказала о том, как она заинтересовалась творчеством Гольца и что из этого вышло.

Евреи на войне Блокада Борис Гольц судьба композитораЮлия Стадлер пришла в петербургскую Синагогу, чтобы рассказать о Борисе Гольце 

Отзвуки детства

Когда я училась в музыкальной десятилетке, среди моих педагогов был ректор консерватории Павел Алексеевич Серебряков. Он часто рассказывал мне, где и что играет. Это был большой артист и добрейший человек, щедрый на восхищение талантами современников и щедро делившийся своими впечатлениями. И фамилию Гольца я помню из его уст. Детские воспоминания часто откладываются «впрок». Когда, несколько лет назад, я услышала по радио запись одной из прелюдий, то пришла в восторг. А потом диктор произнесла имя автора – Гольц, и я тут же вспомнила рассказы профессора.

Прокофьев? Шостакович? Нет – Гольц!

Так у меня появился план – узнать больше о жизни и творчестве Гольца и исполнить его произведения. В Российской национальной библиотеке мне удалось найти оригинал нот, изданных перед войной, – все 24 прелюдии.

Впервые я исполнила их в центре ветеранов и блокадников Москвы. Слушатели были тронуты этой музыкой до слез. Следующее исполнение состоялось в доме-музее Пастернака. Я намеренно не назвала имя композитора и после концерта спросила у публики: «Как вы думаете, что я играла?». Слушатели решили: Прокофьев или Шостакович. В самом деле, прелюдии Гольца написаны в похожей стилистике. И это неслучайно. У нас, музыкантов, в ходу шуточные определения: «музыкальный сын», «музыкальный внук»: имеются в виду преемственность поколений учеников. Так вот: если Шостакович был «музыкальным сыном» композитора Штейнберга, то Гольц был его «музыкальным правнуком». При этом прелюдии Гольца – абсолютно самобытные и не подражательные.

Провидческие прелюдии

Гольц – такой талантливый самородок, что его юношеские прелюдии звучат как шедевр. Среди них есть пара хулиганских, дерзких. А есть минорные, глубоко трагичные по содержанию. Гольц писал их в 30-е годы, а ощущение такое, как будто в разгар войны; они перекликаются с произведениями, которые создавал Шостакович в военное время. И для меня это еще одно доказательство большого таланта, ведь все большие таланты – отчасти провидцы.

Петербуржцы, помогите собрать сведения о Гольце!

Я хотела бы сделать так, чтобы прекрасные, незаслуженно забытые произведения Бориса Гольца попали в золотую книгу шедевров. Чтобы его исполняли и знали. Чтобы петербуржцы, услышав его фамилию, не спрашивали: «Гольц? А кто это? Американец?» (такой вопрос мне реально задавали!).

Я хотела бы узнать больше о биографии Гольца. Что-то мне удалось узнать из рассказов, что-то – из книг. Знаю, что он приехал в Ленинград из Ташкента, учился в ленинградской консерватории не только композиции, но и по классу фортепиано у Л. Николаева. В юности, как и Шостакович, работал тапером в кинотеатре – озвучивал немое кино.

Существует небольшой очерк Р. Фрида в старом советском сборнике 50-60 годов. Есть краткая энциклопедическая справка, которую написал музыковед Бялик, живущий в Германии. Но все это очень скудные сведения. А мне хотелось бы собрать материал для полноценной биографии или хотя бы статьи.

Я знаю, что портал Синагоги хорошо читают. Может быть, прочитав эту статью, откликнутся те, кто что-то знает о Гольце от родных, от знакомых? Я буду благодарна за любую информацию!

Утраченный концерт Гольца. А вдруг найдется?

Есть у меня и еще одна мечта – скорее всего, утопическая, но как знать? Мне рассказали, что дипломной работой Гольца был концерт для фортепиано с оркестром. Когда композитора уже не стало, его подруга, уезжая в эвакуацию, отдала рукопись концерта своим знакомым. В дороге она так настрадалась, что уже не могла вспомнить, кому отнесла ноты.

Может быть, благодаря этой публикации ноты удастся найти? Очень надеюсь на это!

Приходите послушать!

11 мая в 19:00 в Малом зале Филармонии Юлия Стадлер исполнит все 24 прелюдии Бориса Гольца в концерте, посвященном Дню Победы. Прозвучат также произведения Рахманинова, в числе которых – его знаменитый «Вокализ» в недавно обретенной замечательной транскрипции Зилоти. Поскольку концерт проходит в рамках фестиваля ко Дню Победы, он позиционируется как «общедоступный», билеты продаются по 200-350 р. Приобрести билеты можно тут


Если вы что-то знаете о жизни Бориса Гольца и о судьбе нот его фортепианного концерта, напишите нам об этом в комментариях к этой статье или на электронный адрес [email protected]


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину