Все проекты
Общину поддержали 37911 раз

Должность – замдиректора, возраст – 101

Месяц назад Аркадию Давидовичу Забежинскому, прошедшему всю Великую Отечественную войну с первого до последнего дня, заслуженному ветерану ЛОМО, живой легенде Санкт-Петербурга исполнился 101 год. Он до сих пор ходит на работу! 


Аркадий Давидович Забежинский

Родился Аркадий Давидович в городе Великие Луки в 1922 году, а в 1928 году семья переехала в Ленинград. 6-летнему мальчику запомнилось, что с вокзала они ехали на извозчике. Аркадия приняли сразу во второй класс. Школу закончил в 1939 году и поступил ЛЭТИ.  Но в 1940 со второго курса его призвали в армию. Сначала служил в пехоте, а в июне 1941 его перевели в 438 артиллерийский полк, который тогда квартировал в летних лагерях в районе города Горького – нынешнего Нижнего Новгорода.

Мы не можем равнодушно смотреть на страдания французского народа...

О начале войны Забежинский вспоминает так:

…Военнослужащим объявили собраться у громкоговорителя. По радио выступил Молотов и объявил о начале войны. Все дружно закричали:

- Ура!

Мы знали, что война с гитлеровской Германией неизбежна, были уверены, что разгромим врага и рассчитывали на скорую победу.

Потом выступил комиссар и почему-то сказал:

- Международная обстановка чревата… Мы не можем равнодушно смотреть на страдания французского народа…

В июле 1941 года полк направили в поселок Алабино под Москвой. Там формировались, как объяснили тогда, какие-то особенные новые артиллерийские подразделения. Сначала нам не говорили, что это за батареи, оружие было сверхсекретным. Только позже мы узнали, что это реактивная артиллерия. В часть прибыли какие-то крытые машины, похожие на понтоны. Я сразу понял, что это такое оружие и сказал:

- Думаю, что из этих «понтонов» мы будем стрелять.

Красноармеец Забежинский был зачислен в состав 2-й батареи знаменитых «Катюш». На полигоне учили прицеливаться, делать пуск. Командование, заметив способности Аркадия, назначило его командиром взвода, хотя на тот момент он был рядовым. На одном из совещаний командир батареи приказал надеть в петлицы три треугольника, соответствующих званию старший сержант. Надо отметить, что на такое назначение он права не имел, потому что был всего лишь командиром батареи, а повысить в звании мог только командир полка. Но в этом роду войск на тот момент еще не было полков. На фронт Забежинский отправился старшим сержантом, помощником командира взвода и командиром орудия.

«Мне не должно быть стыдно»

Выехали на фронт 3 августа, по дороге состав бомбили фашисты.

В тот момент Аркадий Давидович сказал себе: «Война будет долгой и тяжелой, многие погибнут. Могу погибнуть и я, но, если я останусь в живых, мне не должно быть стыдно».


Медаль за оборону Москвы


Акт на вручение медали

Чудесное спасение. Ни единого ранения за войну

Когда стало горячо под Сталинградом, полк с Северного фронта перенаправили на Донской, которым командовал генерал-лейтенант Рокоссовский. В июле 1942 Аркадий Забежинский в составе своей батареи прибыл под Сталинград в населенный пункт Клецкое. Местность там ровная, но кое-где были балки – длинные промоины в земле. В одной из балок бойцы получили приказ рыть землянки, и тут начался обстрел. Когда Аркадий добежал до укрытий, оказалось, что там уже не было для него места. Он отошел на несколько метров и упал в какую-то ямку. Когда бомбежка закончилась, выяснилось, что один из снарядов попал прямо в ту землянку.

– Вот так» по теории вероятности» я остался жив, – вспоминал Аркадий Давидович.

Удивительный, почти невероятный факт, но Забежинский прошел всю войну без единого ранения, хотя в шинель попадали и пули, и осколки.


Наградной лист к медали «За отвагу»


Медаль «За оборону Сталинграда»

Грамотный расчет – залог удачи

Конфигурация фронта обычно была извилистой, а у Катюши снаряды падают не в одну точку, а несколько рассеиваются по площади, так называемый «эллипс рассеивания». Чем меньше дальность стрельбы, тем более эллипс формируется вдоль траектории, а чем дальше расстояние, тем более эллипс вытянут поперек траектории. Предельная дальность «Катюш» 8 470 метров. Нужно было грамотно выбрать необходимую форму эллипса. Артиллеристов этому не учили, но Забежинский сам сделал выводы на основании опыта и имеющихся знаний. Аркадий вел журнал своих залпов, где фиксировал результаты. Это помогало ему выбирать наилучшие позиции.

Командир полка знал, что только он умеет так рассчитывать дальность, чтоб получить наибольший эффект и не задеть при этом своих.


Наградной лист к ордену «Красной звезды»

«Где балерина ногу поднимает»

Когда был образован 23-й минометный полк, санинструктором там служил Евгений Лихацкий, образованный человек. К концу войны он уже был заместителем начальника штаба полка по разведке. Он хорошо играл на баяне, который возил с собой. Аркадий и Евгений стали близкими друзьями. Аркадий до войны играл на рояле, но поскольку на фронте рояля не было, иногда просил у Евгения баян. Научился на нем играть и в минуты затишья играл своим бойцам. Потом разведчики подарили Забежинскому аккордеон. А, как известно, музыкальный строй у него с одной стороны как у рояля, а с другой – как у баяна. Поэтому Аркадий легко освоил и этот музыкальный инструмент.

- Как-то на привале, – вспоминает Аркадий Давидович, – один из бойцов вдруг попросил: сыграйте, пожалуйста музыку из кинофильма «Ленин в 18 году», где балерина ногу поднимает. Это оказался «Танец маленьких лебедей».


Аркадий Забежинский с аккордеоном

При звуках рояля немцы прекратили стрельбу

Линия фронта иногда проходила даже не между улицами, а внутри одного дома. В одной части большого дома были советские бойцы, а на другой закрепились фашисты. Однажды Евгений Лихацкий со словами: «Слушай, хочешь поиграть на рояле?» вызвал Аркадия в один из таких домов, где на занятой советскими бойцами половине был рояль. 

Забежинский не мог упустить такую возможность. Запрыгнув на велосипед, доехал до дома, на втором этаже которого действительно стоял рояль. Аркадий открыл крышку и начал на нем играть. Немцы, находившиеся через стенку, услышали и на то время, пока звучала музыка, прекратили стрельбу.

Я бы погиб вместо него...

У одного из начальников связи дивизиона был патефон и одна пластинка с песней на английском «Я никогда не позволю, чтобы ты плакала».  Аркадий запомнил мелодию и однажды сыграл ее своему другу Жене Лихацкому. Тому очень понравилось и он, сидя верхом на своем мотоцикле, отбивал под нее чечетку. Это была их последняя встреча, вскоре Евгений погиб. Для Аркадия Давидовича, по его словам, он был самым близким другом за всю жизнь. В 1995 году Забежинский взял отпуск и поехал во Вроцлав, нашел там могилу Жени. Почтив память друга, он оставил цветы и записку на польском языке: «Здесь покоится Евгений Лихацкий, человек весьма достойный. Пощадите могилу».

– Если б мне удалось сделать так, чтоб он остался жив, а я вместо него погиб, я, не задумываясь, сделал бы это, – говорит Аркадий Давидович.

Вы уже знаете, что война кончилась?

Войну Аркадий Забежинский закончил в Бреслау, ныне польский Вроцлав.

Бои за Бреслау, который был окружен советскими войсками, длились несколько месяцев. В плен немцы сдались только 6 мая - за 2 дня до капитуляции Германии.

Из наградного листа к ордену Отечественной войны I степени:

«При прорыве обороны немцев в р-не Жицина батарея гв. ст. лейтенанта Забежинского 12.01.45 выехала на О.П. для стрельбы прямой наводкой. Пулемётным огнём противника был выведен из строя командир орудия тов. Забежинский сам встал у орудия и вёл огонь. Залп был дан своевременно, в результате залпа уничтожено до 30 солдат и 2 огневые точки противника. В р-не Грабув на батарею ст. лейтенанта Забежинского напала группа автоматчиков. Товарищ Забежинский умело организовал оборону, отразил нападение. При этом личный состав воинов батареи уничтожил 30 солдат и 10 взял в плен. Тов. Забежинский лично убил 8 солдат и 2 офицеров и 5 солдат взял в плен. За храбрость и мужество, проявленные в боях с немецкими захватчиками достоин правительственной награды ордена Отечественная война I степени».


Наградной лист к ордену Отечественной войны 1 степени

Об окончании войны Аркадий Давидович вспоминает:

«Я спал, вдруг меня будит мой ординарец и говорит:

- Товарищ Гвардии старший лейтенант, вставайте!

А у меня была на фронте поговорка. Если подчиненный что-то делал неправильно или плохо, я спрашивал:

- Что ты делаешь?! Война что ли кончилась?

Ну, и тут я говорю ординарцу:

- Чего тебе? Война что ли кончилась?

А он отвечает:

- А, Вы это уже знаете? - и ушел.

Я встал, оделся, вышел и ...тут началось! Я даже стрелял из зенитной пушки в знак победы».

Аркадий приехал!

Родные Аркадия Давидовича: отец, Давид Ильич и мама, Елизавета Марковна, дедушка, дядя и три двоюродных брата погибли в годы блокады. Его никто не ждал, поэтому он не спешил демобилизовываться. После окончания войны Забежинскому еще целый год пришлось прослужить в армии: на территории Польши, Австрии, Чехословакии, Венгрии, и уже только там в июне 1946 года его демобилизовали…

Немецкий язык Аркадий знал в совершенстве, разговаривал на нем почти как по-русски.

- Когда приходилось говорить с немцами на их языке, они это ценили, – вспоминает Аркадий Давидович.

Первое время после победы полк находился на территории Польши и Чехословакии. А потом оказались в Австрии в маленьком городке. Для казармы было заранее выбрано помещение, а офицеров размещали по домам. Все ждали на улице команды, когда к Забежинскому подошла женщина и обратилась со словами:

- Вот мой дом. Вы не хотели бы остановиться у меня?

Аркадий пошел спрашивать разрешения у командира и услышал в ответ:

- Ничего себе! Мы с трудом находим место для размещения наших офицеров, а тут сами приглашают! Конечно, можно!

Так Забежинский оказался в этом доме. Его разместили в комнате на 2 этаже. Когда он спустился вниз, то увидел на рояле фотографию какого-то офицера и спросил:

- Кто это?

Хозяйка ответила:

- Это жених моей дочери.

На следующий день Аркадий познакомился, а потом и подружился с ее дочерью Эльзой. Он прожил у них больше 2 месяцев. Когда расставались, знали, что больше не увидятся, но переписывались всю жизнь. Девушка потом вышла замуж, переехала в Германию, а позже семья вернулась в Австрию.

В начале 2000-х Аркадий Давидович был в командировке в Австрии.  Он нашел тот дом, позвонил, вышла пожилая женщина, посмотрела, и как закричит:

- Аркадий! Аркадий приехал!

По лестнице с трудом спустился ее муж, проговорили два часа.

- Они не захотели меня отпускать, и я согласился остаться до вечера, – вспоминает Аркадий Давидович.

73 года на одном предприятии

После демобилизации Забежинский вернулся в ЛЭТИ на тот же второй курс. Окончив институт, получил направление на завод «Прогресс», который потом вошел в состав объединения ЛОМО. Так с 1950 года непрерывно по сегодняшний день – 73 года – Аркадий Давидович работает на предприятии.

Был разработчиком военной продукции, организовал и возглавил отдел главного метролога. С конца 20 века по сей день – помощник генерального директора по системе менеджмента качества АО «ЛОМО». В музее предприятия есть стенд, посвященный старейшему работнику, его военным подвигам. Аркадий Давидович написал книгу «Уроки жизни», тоже представленную в музее.

Сослуживцы говорят о нем:

- Очень системный человек, у него всегда полный порядок и в рабочем кабинете, и дома. На работе достаточно жесткий, если в чем-то убежден, отстаивает свое мнение. Что касается быта, аскетичен, абсолютно равнодушен к благам. Живет в однокомнатной квартире, из увлечений – игра на рояле.

На вопрос «Чем же вы помогаете генеральному директору?» Забежинский с юмором отвечает:

«Не даю спокойно жить».

«Моему идеалу…» Из воспоминаний Аркадия Давидовича

- О чем я мечтал, когда кончилась война-прежде всего, вернуться в Ленинград, в родной дом на улице Достоевского. И, конечно же, продолжить учебу в институте. Я успел проучиться год с небольшим по специальности «Электрооборудование артиллерийских установок». Это направление не было моим выбором: так определила приемная комиссия, я не стал возражать. Вообще-то в детстве я мечтал о профессии железнодорожника, был буквально помешан на железных дорогах. Сначала хотел быть машинистом, потом, когда стал постарше, начальником станции. А затем переключился на физику и математику. Хотя учился в школе на Бородинской улице, имевшей явный художественный уклон: нашим шефом был Большой драматический театр…Когда я вернулся с фронта, я навестил и свою родную школу и театр. А теперь наше ЛОМО шефствует над БДТ. И оказалось, что у меня самые длительные связи с этим театром. На мой юбилей они сделали поздравительный стенд с моими фотографиями. А Алиса Фрейндлих прислала поздравительную открытку: «Аркадию Давидовичу. Поздравляю с невероятным юбилеем - 100 лет! Мать честная!»


Поздравительный стенд от БДТ

Мечта сразу же после войны жениться не осуществилась. Я ведь еще до войны в Ленинграде был влюблен в одну девушку, но не смел признаться ей в любви. Мы с ней переписывались всю войну, а в 1944 году, когда мне дали отпуск, я поехал к ней в Красноярск, куда она была эвакуирована вместе с медицинским институтом. Вот там-то и понял, что у меня нет никаких шансов на ответные чувства, и через некоторое время моя любовь испарилась.

Был сын Кирилл. Когда ему было 8 лет, мы развелись с женой. Все выходные он проводил со мной. В 11 лет он переехал ко мне, закончил школу, поступил в институт Иоффе. На своей фотографии, которую он мне подарил, сын написал: «Моему идеалу».

Когда меня спрашивают, как мне удалось прожить столько лет, я отвечаю: помогли работа и чувство юмора.

Елена Севенард

Материал подготовлен на основе документального фильма «Уроки жизни или похождения бравого солдата Аркадия», созданного на петербургской студии документальных фильмов «Жить и быть». Благодарим Максима Персона, создателя проекта www.jewmil.com, за предоставленные материалы.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину