Все проекты
Общину поддержали 30928 раз

97-летний Абрам Миркин рассказывает о войне...

Наша корреспондент Елена Севенард поговорила с 97-летним жителем Орла – Абрамом Израилевичем Миркиным, воевавшим под Ленинградом. Беседовали по скайпу – Абрам Израилевич прекрасно владеет компьютером. А несколько месяцев назад ветеран сдал нормативы на золотой значок ГТО...

Красноармеец Миркин

1940 год. Выпускник средней школы Абрам Миркин призван на действительную службу в ряды Красной Армии – в 351 зенитно-артиллерийский полк, базировавшийся в поселке Ржевка Пороховые под Ленинградом. Аттестат о среднем образовании – нечастое явление в те годы, и молодого бойца направляют на курсы младших командиров. После этого он в звании младшего сержанта становится командиром зенитного расчета 70-миллиметровой пушки. В апреле 1941 года полк выехал на Ладожское озеро на учебные стрельбы, но 19 июня был досрочно возвращен на артиллерийский полигон в Ленинград, где продолжались интенсивные учебные будни.

Красноармеец Абрам Миркин

Довоенная жизнь в еврейском колхозе

Дружная большая семья Миркиных до войны жила в Хотимском районе Могилевской области. Дома в ходу были три языка: идиш, русский и белорусский. Отец семейства Израиль Миркин – председатель еврейского колхоза под названием «III Интернационал», член ВКП (б). Мать Роза в этом же колхозе работала дояркой, ежедневно ей приходилось вручную доить до шестнадцати коров. Пятеро своих детей и удочеренная дочка родственницы учились в еврейской семилетке, а среднее образование получали в русской школе в райцентре Хотим.

Семья Миркиных перед войной

Первый бой Абрама

На рассвете 22 июня зазвучал сигнал очередной тревоги. Все собрались у своих орудий, но отбоя не было. Орудийный расчет командира Миркина был готов к бою, когда прозвучала команда «Война!». Так начался боевой путь Абрама Израилевича, продолжавшийся до Дня Победы. Через несколько дней сержанта Миркина в составе роты курсантов привезли на Ижорский завод – получать новые самоходные артиллерийские машины ЗИС-5. В кузове бронированных самоходок были установлены 45-миллиметровые противотанковые пушки. Необученных новобранцев на с пылу-с жару выпущенных машинах отправили на передний край обороны под Лугу – знаменитый Лужский рубеж. Здесь и принял свой первый бой командир противотанковой пушки Абрам Миркин. Он занял позицию за противотанковым рвом на трассе Москва – Ленинград. Смышленый сержант успел освоиться с новым для себя орудием. На месте сразу попали под шквальный артиллерийско-минометный огонь. Командир пушки не растерялся, а сходу скомандовал открыть огонь прямой наводкой по огневым точкам врага. Бой продолжался, пока у расчета не закончились снаряды. После этого командир Миркин вывел машину из-под огня и прибыл в штаб, где доложил обстановку. Едва не попав в окружение, бойцы вернулись в Ленинград.

Возвращение к зениткам

На Кировском заводе сержанту Миркину поручили участвовать в формировании 86-го танкового батальона и назначили помполитом. Дислоцировались в Пушкине. Там он случайно столкнулся с расчетом необученных, свежепризванных ополченцев, пытавшихся развернуть на перекрестке у Екатерининского дворца родную, так хорошо изученную 70-миллиметровую пушку. Абрам не мог пройти мимо, привел оружие в боевое состояние. И по дороге в часть понял, что не сможет отсиживаться помполитом, читая бойцам сводки Совинформбюро. Несмотря на сопротивление командования, уговорил отпустить его, кадрового зенитчика, на передовую и оказался в зенитной батарее, переброшенной на Невскую Дубровку. Огневая позиция командира зенитного расчета Миркина находилась прямо напротив Невского пятачка, на противоположном берегу. С этого момента и до конца войны сержант, а потом старший сержант Миркин защищал родное небо от вражеской авиации. В конце ноября, когда встал лед на Ладоге, командование приняло решение перебросить батарею на Волховский фронт.

Батарея старшего сержанта Миркина

Двенадцать сбитых самолетов

В 30-градусный мороз ослабевшие от голода зенитчики в летнем обмундировании через ледяное поле перебирались на другой берег Ладожского озера. Согревались короткими перебежками за санями с боеприпасом. В какой-то момент Миркин с однополчанином оторвались от обоза и брели по льду совершенно замерзшие, уже не чаявшие добраться до своих. Чудом им удалось остановить порожнюю машину, которая их взяла на борт и довезла до Малой Вишеры. С обмороженными распухшими ногами они прибыли на Волховский фронт, но больше десяти однополчан погибли, замерзнув по дороге. В составе Волховского фронта Абрам Миркин – командир огневого взвода участвовал в прорыве блокады и полном освобождении Ленинграда.

Батарея стояла в деревне Мясной Бор, печально знаменитой под названием Долина Смерти. Именно близ нее, пытаясь вырваться из окружения, погибла 2-я Ударная армия генерала Власова, а сам он сдался в плен.

В 1943 году старший сержант Миркин был награжден орденом «Красная звезда». В наградном листе отмечено, что его расчет сбил 10 самолетов противника и уничтожил до 100 гитлеровских солдат. Всего же только за 2 первых года войны в послужном списке Абрама Миркина зафиксировано 12 сбитых лично самолетов.

Наградной лист А. Миркина

Банный подвиг

168-й отдельный зенитный дивизион стоял на позиции в 200 метрах от линии фронта возле деревни, где была развернута дивизионная баня. Однажды ночью весь личный состав ушел мыться, на дежурстве остался только расчет Миркина. В это время послышался шум на переднем крае обороны, и из леса на поляну, отстреливаясь, вышел десант немцев в маскхалатах с автоматами наперевес. Старший сержант мгновенно скомандовал развернуть орудия в сторону врага, зарядить осколочными и прямой наводкой вести огонь по противнику. В результате около 70 автоматчиков было убито, 5 немцев расчет Миркина взял в плен. За этот подвиг старший сержант Абрам Миркин был представлен к почетной солдатской медали за «За отвагу».

Наградной лист Абрама Миркина


Наградной лист Абрама Миркина

«Это твои награды»

Служил вместе с Абрамом Миркиным командир взвода Михаил Иванов. Через какое-то время его перевели в штаб, находившийся в Малой Вишере в 100 с лишним километров от переднего края. Приехал как-то этот Михаил на батарею Миркина, зашел обняться с товарищем. Глянул Абрам, а у того вся грудь в орденах.

- Ничего себе, - присвистнул Миркин.

- На самом деле все эти награды должны были быть твоими, - смущенно ответил Иванов и признался, что они в штабе грешили тем, что сами на себя заполняли наградные листы.

Конец войны

После снятия блокады батарею Миркина отправили на Северо-Западное направление. В боях с финскими войсками на Карельском перешейке его зенитный расчет участвовал в освобождении Выборга. Там и застал их конец войны. В ночь с 8 на 9 мая 1945 года старший сержант Миркин находился на боевом дежурстве и по рации первым услышал весть о Победе. Он выскочил из землянки и объявил боевую тревогу. Когда все расчеты заняли свои места возле орудий, старший сержант выпалил одно слово: «Победа!». Что тут сразу началось! Бойцы плакали, смеялись, пели, танцевали в присядку, подбрасывали друг друга от радости.

Переезд в Орел

После этого дивизион перебросили в Эстонию в военный городок. Миркину неоднократно предлагали учебу, повышение с переводом на офицерскую должность, но он не видел себя кадровым военным.

31 декабря 1945 года старший сержант Абрам Миркин демобилизовался. Сначала съездил в родные места, навестил вернувшихся из эвакуации родителей, посмотрел на осиротевшее еврейское местечко, да и перебрался к тетке в Орел.

Братья и сестры Миркины

На войну ушли пятеро из шести детей Миркиных. Средней сестре Симе удалось с маленькой дочкой и мамой Розой эвакуироваться в Западный Казахстан, а ее муж-артиллерист с войны не вернулся – погиб под Харьковом.

Отец Израиль сразу после стремительного наступления немцев погнал стадо колхозных коров на восток за линию фронта. Догнав отступающие войска Красной Армии, передал тыловому обеспечению скотину, а его самого вывезли в Саратовскую область.

Старшая сестра Гнеся окончила Витебский Ветеринарный институт и в 1940 году поступила в аспирантуру. Когда началась война, добровольно ушла на фронт, служила военветврачом 39-го артиллерийского полка. Пушки перемещались на лошадиной тяге, эти лошадки и были подопечными военветврача Миркиной. В октябре 1941 г. Гнеся погибла в боях на Бородинском поле. Ей было 28 лет.

Гнеся Миркина

Старший брат Моисей служил летчиком-истребителем, после тяжелого ранения его направили в запасной авиаполк под Куйбышев инструктором. Там он и погиб во время одного из учебных полетов.

Моисей Миркин

Самый младший, 17-летний Симон, отказался уезжать с родителями и ушел в партизаны. В разведке они с товарищем, таким же подростком, напоролись на полицаев. Убежать не успели. Так летом 1941 закончилась и его жизнь. Трупы мальчишек власти оставили лежать на поляне с прикрепленными табличками «партизаны» и запретили хоронить.

Симон Миркин

Самого Абрама Небеса хранили тщательно – видимо, за погибших братьев и сестру. Пробыв всю войну на передовой, он был дважды ранен, контужен, но ни разу не покидал боевой позиции, лечился только в медсанбате, приходя на перевязки прямо из землянки. Редчайший случай: Абрам Миркин провел с первого до последнего дня войны на передовой, но, несмотря на тяжелые осколочные ранения в правый бок и нижнюю челюсть, зафиксированные в книжке красноармейца, у Миркина нет ни одной справки из госпиталя.

Абрам Израилевич Миркин

Абрам Миркин на Красной площади

В Орле Абрам Миркин был направлен райкомом партии на работу на швейную фабрику, где он и проработал 37 лет сначала начальником отдела кадров, а потом заместителем генерального директора. Заочно закончил техникум, потом институт. Там Абрам нашел и свою любовь, женился. У Абрама Израилевича два сына, трое внуков, пятеро правнуков. Нынешний 73-й День Победы ветеран встретил на Красной площади, он был почетным гостем главного Парада Победы в стране.

Нормы ГТО в 96 лет

В сентябре прошлого года в возрасте 96 лет Абрам Яковлевич выполнил нормы ГТО для старшего возраста на золотой значок. Узнал он о возвращения этого движения из газет, и не смог остаться в стороне – так же, как не захотел на войне отсиживаться в штабе. Пришел в областной центр ГТО, вызвав немалое смятение сотрудников, заглянувших в его паспорт. Когда Абрам Израилевич прошел медосмотр и легко выполнил нормативы по всем обязательным дисциплинам, то вызвал восторженные отзывы не только сотрудников штаба, но газетчиков, бравших у него интервью.

Елена Севенард


Благодарим за помощь в подготовке материала раввина Орловской синагоги Леви Ицхака Шпендика.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину