Все проекты
Общину поддержали 31054 раз

Говорящая фотография, сделанная в ленинградской Синагоге

Подписчики сообщества «Евреи Санкт-Петербурга» обнаружили своих предков на снимке ленинградской Синагоги 1960-х годов. Посмотрите фотографию. Может быть, вы тоже кого-то узнаете? Некоторое время назад Марк Гигузин, создатель сообщества «Евреи Санкт-Петербурга», опубликовал фотографию молитвы в петербургской Синагоге, сделанную в начале 1960-х годов.

Говорящая фотография, сделанная в ленинградской Синагоге

Автор фотографии и обстоятельства, при которых она делалась, неизвестны. Как пояснил д-р Михаэль Бейзер, впервые она была опубликована в книге Михаэля Шошара «Израильтянин в Москве» (вышла в Иерусалиме в 1961 году).

Говорящая фотография, сделанная в ленинградской Синагоге

Позже эта фотография использовалась в книге воспоминаний Нехемии Леванона «Кодовое название Натив» (1995 г.).

Сообщество Марка Гигузина насчитывает 1300 подписчиков, интересующихся историей евреев в Петербурге. Неудивительно, что среди них нашлись потомки людей, запечатленных на снимке. Татьяна узнала своего деда, а Евгения Шейнман — отца.

Для удобства читателей обозначаем героев нашей публикации на фотографии.

Говорящая фотография, сделанная в ленинградской Синагоге

Гирш Блох — музыкант, инженер, религиозный еврей

Воспоминания Татьяны

На этой фотографии — мой дедушка, Гирш Абрамович Блох (в очках, во втором ряду). Он был 1900 года рождения. К старости у него улучшилось зрение, и он перестал пользоваться очками. Но здесь он еще в очках. Ему тут около 60 лет. Очень талантливый был инженер. Его мама хотела, чтобы он получил религиозное образование. Семья была очень богатой. Он его и получил. Но время было сложное, решили дать ему музыкальное образование. Не знаю, окончил он консерваторию, или бросил, но учился какое-то время. Потом получил техническое образование. Был талантливым инженером (Государственная премия все-таки!). Он много сделал в годы войны для механизирования орудий. При этом молился и минху, и шахарис. Всегда читал кадиш по всем умершим. С бабушкой они говорили на идише.

Есть небольшая вероятность, что на фото не он, а его брат Павел Абрамович Блох — они были очень похожи. Тот работал в Синагоге несколько лет. Но думаю, что все же это не Павел, а Гирш.

Вот фотографии Гирша Абрамовича Блоха из архива Татьяны.

Говорящая фотография, сделанная в ленинградской Синагоге

Говорящая фотография, сделанная в ленинградской Синагоге

Говорящая фотография, сделанная в ленинградской Синагоге

Говорящая фотография, сделанная в ленинградской Синагоге

А вот свидетельство о присуждении ему Государственной премии СССР

Говорящая фотография, сделанная в ленинградской Синагоге

Иосиф Шейнман, верный прихожанин ленинградской Синагоги

Воспоминания Евгении Шейнман

Похоже, что второй слева, в круглых очках (смотрит в объектив), — мой отец, Иосиф Давидович Шейнман. Он брал отпуск в осенние праздники и просиживал их «ин шул» (в синагоге — ред.). Его место всегда было во втором ряду слева, если смотреть на Арон-Койдеш.

Говорящая фотография, сделанная в ленинградской Синагоге

На этой фотографии (1926 г., Красилов, Каменец-Подольская обл.) остаток семьи после эмиграции трех старших братьев моего отца и замужества его старшей сестры.

В центре мой дед Дувид (родился в 1860 г., умер в гетто в 1942 г.), рядом бабушка Фрида (девичья фамилия Дрель) (1868-1930). Старики очень религиозные, дед — садигурский хасид. Домашний деспот. Все сыновья прошли суровую муштру.

На другом фланге, слева от отца, сидит старший из оставшихся в семье "детей", которых мы видим на фотографии. Его годы жизни 1903-1983. Стоят: Йосиф, мой будущий папа (1908-2000), Нусь (1904-1938) и Ида (1906-1991).

Говорящая фотография, сделанная в ленинградской СинагогеИосиф Шейнман

Папа первым попал в Питер, в 1933 году: рабфак, затем институт Бонч-Бруевича. Закончил институт в 1939 году. По специальности радиоинженер, попал в Морфизприбор. После войны работал там же до 1949 г. Тогда-то и выплыло, что его близкие родственники — в Америке. Переписывались братья не с ним, а с дядей Нюней, его старшим братом (он же Йойна, он же — Евгений Давыдович), но чекисты, конечно, все разнюхали, и папа был изгнан с волчьим билетом. Был консультантом в радиомагазине, зав торговой базой «Культтовары», какое-то время перед пенсией — директором архива Ленкультторга. Но от братьев не отказался, от Синагоги — тоже. Прихожанин все годы, по крайней мере, с 1945 и до конца дней. Дядя Нюня тоже. На нем все и держалось.

Все папины братья и сестра тоже оказались в Ленинграде, следом за папой, он их «перетащил», а также — двоюродных братьев и сестру, и дядю, их отца. Ну и жену (мою маму). И ее братьев. Дед Дувид остался в Красилове: он к тому времени женился — уже в третий раз — и сумел наладить кое-какое хозяйство после того как его в 1929-м раскулачили.

Говорящая фотография, сделанная в ленинградской Синагоге

Родители мои поженились в 1935 году. Я там, в Пушкинской больнице, появилась на свет. Все так и жили в Пушкине, вся мишпуха, и после войны. Только мы переехали в Ленинград (наш дом сгорел, когда немцы уходили), остальные Шейнманы и Дрели, вернувшись с фронта и из эвакуации, продолжали жить в Пущкине, постепенно переходя на еврейские участки Пушкинского (Казанского) и Павловского кладбищ.

Дядя Нюня был в Пушкине подпольным раввином и членом подпольного Бейт-дина (свадьбы, похороны, тяжбы...). А «на поверхности» был скромным бухгалтером «Пушкинторга». В 1916-19 гг Нюня учился в Проскуровской иешиве. Попал в Проскуровский погром — где-то пересидел с семьей тети, у которой жил. Но было так страшно, что после погрома долго заикался и во сне кричал. Он, естественно, все годы жизни был прихожанином Большой Синагоги. Иногда молился и в Малой (в дни йорцайтов родителей и других погибших родных). Папа очень им гордился (у Нюни — смиха!). Рассказывал, что когда Нюня молился у амуда, многие плакали: «А Мехайе!» («оживляющий» — ред.) В Большой Синагоге у них все годы были одни и те же места — во втором ряду, слева от центрального прохода — кажется, 3 и 4 места от конца ряда (а может, 2 и 3). Прямо перед амудом раввина Лубанова. После Нюниной кончины папа сидел там один. Когда он состарился, я ходила с ним вместе и сидела на женской галерее над его местом, наблюдала... В Йом-Кипур старикам, бывало, становилось плохо... Я сидела рядом с медсестрой: она бежала вниз. Если нужно было, вызывала скорую.

Вот так прошла их нелегкая жизнь.

Говорящая фотография, сделанная в ленинградской Синагоге

Марк Гигузин разместил в своей группе еще одну, более известную, фотографию, сделанную при тех же обстоятельствах, что и опубликованная выше, но с другого ракурса. Вид у молящихся недовольный — возможно, они сочли, что их фотографирует агент КГБ. Так и могло оказаться на самом деле, но доподлинно мы этого не знаем.

Нашли на фото своих предков? Напишите нам!

Если кто-то из наших читателей узнал на фотографии своих родственников и предков, напишите, пожалуйста, нам! Будем рады опубликовать ваши рассказы и фотографии. Мейл редакции [email protected] О деятельности Марка Гигузина и созданном им сообществе «Евреи Санкт-Петербурга» можно прочитать тут.

От всей души благодарим Марка Гигузина,  Евгению Шейнман за предоставленные материалы.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину