23 октября 2017 / 3 хешвана 5778

28.04.2016

«Ты помнишь, как все начиналось?» Пасхальные споры и первые седеры Михоэла Цивина

Песах в Ленинграде 80-х

В хронологии событий сионистского движения встречается имя 19 летнего ленинградского студента Миши Цивина. В феврале 1982 года он устроил протест на Красной площади против отказа на выезд в Израиль, а в апреле того же года приковал себя цепью к перилам на Красной площади с требованием разрешения на эмиграцию. Оба раза его арестовывали, но аресты и общение с КГБ не уменьшили его целеустремленности, даже наоборот. Разрешение на выезд он получил в 1987 году. В преддверии Песаха 5776 Михоэль Цивин рассказал редакции о том, как проходили седеры тогда, в начале восьмидесятых.

Евреи Ленинграда пасхальный седер в 80-е годы воспоминания ЦивинаСправа налево: Яков Городецкий, Лев Фурман, основатель гиперсионизма Авром Шмулевич, р. Элиэзер Ксидо,
р. Элимелех Рохлин

Песах в неспокойный 82-ой

Первый Песах, конечно, запомнился. В 1982-м жизнь была насыщена событиями для меня лично и в целом: кто-то уезжал, приезжал, кого-то ловили, было сумасшедшее движение. Неожиданно состоялся и мой первый седер. В апреле, буквально сразу после ареста, меня пригласили в еврейскую компанию отмечать Песах. Тогда я уже был достаточно вовлечен в еврейскую жизнь, но еще не в религиозную. К иудаизму шли разными путями, я начал с сионизма.

На седер молодые евреи собирались в какой-то квартире на Гражданке. В таких компаниях была молодежь, которая тяготела к общению, но кто-то задавал тон и направлял остальных. Так, среди собравшихся был уже начавший соблюдать молодой человек, он сказал всем «ничего не приносить – на Песах все нельзя». Но гости нанесли с собой водки – конечно, хамец, скажем мы сейчас. Тогда же начались жаркие споры. Одни доказывали, что в Песах водку пить разрешено, а вино – нет. Другие считали с точностью до наоборот. Третьи настаивали, что на седере пьется вино, поэтому водку надо убрать. Четвертые где-то слышали, что вообще-то еще вчера водка была кошерной, но сегодня ее пить уже нельзя. В вопросах кошер–некошер сошлись на каком-то зеленом горошке, что его можно есть.

Песах вчетвером

К следующему Песаху подготовка началась заранее. В 1983-м я, мой друг рав Элиэзер Ксидо и наши жены объединились для совместного проведения седера. До этого очень долго пытались выяснить у знающих людей, как же вообще происходит седер.

Старики-то понимали, что у всех евреев должна была быть пасхальная посуда, но у нас ее не было. Мы жили в советской действительности, в которой пасхальные сервизы не предусмотрены. У рава Медалье мы выспросили, как кашеруется посуда, потом несколько дней подряд выполняли его наставления. Рав Изя Коган снабжал евреев «наборчиками» для Песаха – харосет, бейца, зроа… Подготовка была обстоятельная, с наставниками.

Евреи Ленинграда пасхальный седер в 80-е годы воспоминания ЦивинаСлева направо: р. Элиэзер Ксидо, Лев Фурман, Михоэл Цивин

Четыре бокала изюмовки

Никакой шмуры не было (шмура – маца из зерна, за которым тщательно следят с момента его сбора – ред.). Через шамеса Малой Синагоги Авром-Абу специально заказывали мацу первой выпечки, не шмуру, конечно. Но на упаковке стояла подпись «РХЛ» – рав Хаим Левитис, главный раввин Петербурга в то время. Он свидетельствовал, что это маца, испеченная в первой партии. Вино мы делали из изюма, никакого кошерного вина не было и в помине. К изюму добавляли воду в пропорции один к одному и получали напиток, который был «при а гофен» (напиток, имеющий статус вина, на него читается соответствующее благословение – ред.). Это был алкогольный напиток: делать кидуш на компот не очень-то хотелось. Были разные мнения, какая броха нужна. По одному из мнений, нельзя добавить в изюм воды больше, чем он потерял, чтобы он не перестал быть «плодом виноградной лозы».

Седер вели уже вдумчиво и осознанно. Днем ходили в синагогу молиться. В последние дни Песаха у нас закончилась картошка, и рав Ксидо спустился к соседям, сказал, что мы религиозные евреи, не можем ничего покупать в йом тов (праздничный день). Соседи картошкой поделились. На ней мы и доживали оставшийся Песах.

Большинство поначалу ничего не соблюдало, но со временем люди начинали что-то изучать, появлялись соблюдающие евреи. Достаточно быстро ряды религиозной молодежи разрослись, каждый делал седер у себя дома, приглашал знакомых. Появлялись толстые Агадот, проходили занятия: кто-то помнил, как это было в прошлом году, и делился знаниями с другими.

Евреи Ленинграда пасхальный седер в 80-е годы воспоминания ЦивинаВ ленинградской Малой Синагоге. 80-е годы

Фотографии из личного архива Михоэла Цивина



Вконтакте
Facebook

Все
В Петербурге
В мире
20 октября 2017
20 октября 2017
19 октября 2017
20 сентября 2017
19 сентября 2017
14 сентября 2017
18 августа 2017
10 апреля 2017
07 апреля 2017
06 апреля 2017
24 февраля 2017
23 февраля 2017
15 февраля 2017
25 декабря 2016
21 декабря 2016
16 декабря 2016
04 ноября 2016
27 сентября 2016
23 сентября 2016
18 апреля 2016
10 марта 2016
23 февраля 2016
15 февраля 2016
05 февраля 2016
21 января 2016
11 января 2016
06 января 2016
04 января 2016
23 ноября 2015
18 ноября 2015
31 октября 2015
26 октября 2015
09 сентября 2015
26 августа 2015
24 июля 2015
29 мая 2015
30 апреля 2015
24 апреля 2015
15 апреля 2015
14 апреля 2015
25 марта 2015
24 марта 2015
27 февраля 2015
25 февраля 2015
18 февраля 2015
09 февраля 2015
26 января 2015
20 января 2015
25 декабря 2014
11 декабря 2014
09 декабря 2014
01 декабря 2014
17 ноября 2014
06 ноября 2014
30 октября 2014
15 октября 2014
11 сентября 2014
08 сентября 2014
05 сентября 2014
04 сентября 2014
22 августа 2014
21 августа 2014
13 августа 2014
12 августа 2014
08 августа 2014
12 июня 2014
14 апреля 2014
11 ноября 2011