Все проекты
Общину поддержали 30937 раз

Сендер Шифман – ленинградский переплетчик и тайно соблюдающий еврей

Потомки Сендера Шифмана собирают материал для его биографии и просят откликнуться тех, кто знал его и может что-либо рассказать.

В Синагогу обратились потомки Сендера Шифмана. Они собирают материал для его биографии и рассказали нам то, что знают о нем сами. Получился портрет удивительно благородного и достойного человека, соблюдавшего Тору в Ленинграде в самые тяжелые советские годы. Но хотелось бы получить больше информации о его детстве, юности, ранних годах, еврейской деятельности. Судя по всему, это был человек, которого знали и уважали многие. Если вы что-нибудь знаете о Сендере Шифмане, свяжитесь, пожалуйста, с нашей редакцией! Будем благодарны за любую информацию.

Александр Ефимович (Сендер) Шифман

Сендер Шифман и Любавический Ребе

1979 год. Нью-Йорк. Бруклин. Президент-стрит. Огромная очередь выстроилась к дому Менахема-Мендла Шнеерсона – Седьмого Любавичского Ребе за благословением. Перед Ребе лежит ящик с однодолларовыми купюрами. Он спрашивает каждого, сколько у того детей, и одаривает в соответствии с их количеством. Наконец, подходит очередь молодой миловидной женщины.

- Ребе, - тихо говорит она, - я знала Вашего брата.

До сих пор непрерывно двигавшаяся очередь встала.

- Где?

- В Ленинграде у Сендера Шифмана.

- Сендер Шифман...? - задумчиво переспрашивает Ребе

- Да, у него собирался миньян каждый шабат, и ваш брат, который жил по соседству на Моховой улице, приходил к нам.

- Я знал Сендера! Может у вас есть какие-то проблемы, в решении которых я смогу помочь?

- Нет, спасибо, мы только недавно приехали в США, у меня двое мальчиков.

Ребе дал по одному доллару на каждого сына и сказал, что будет молиться, чтоб у нас все было хорошо - так вспоминает Гинда Каплан, приемная дочь Сендера Шифмана, свою давнюю встречу с Ребе.

Как Сендер и Соня Шифманы усыновил Гинду

Гинда осталась сиротой в 9-летнем возрасте, жила со своими старшими братьями.

Однажды тетя Соня - жена Александра Ефимовича (Сендера) Шифмана, которая работала неподалеку, зашла навестить осиротевших родственников и увидела, что заболевшая девочка лежит дома одна. Они с мужем решили взять ребенка к себе. К тому времени супруги Шифман потеряли своих четверых детей: двое умерли в детстве, сын Миша - талантливый математик, с четвертого курса университета ушел на фронт и погиб в 1943 году, а дочь, сумевшая пережить блокаду, умерла в 1947 году.

Сендер и Соня Шифман

С тех пор Гинда жила с ними в комнате коммунальной квартиры на Моховой до самой смерти супругов. Она выросла, поступила в Технологический институт. Супруги Шифманы любили ее, как родную дочь. Они оба были переплетчиками книг. Каждое утро, взяв по ящичку с инструментами, Сендер и Соня уходили на работу.

Соня Шифман

Гинда вспоминает, что дядя Сендер был глубоко религиозным, соблюдающим человеком даже в годы самых жестоких гонений на религию. В конце жизни он тяжело болел, не мог посещать синагогу, поэтому в шабат миньян собирался у них дома. Супруги употребляли только кошерную пищу. В СССР это было непросто. Когда Гинда узнавала, что на каком-то из рынков будет продаваться кошерное мясо, она в шесть часов утра приходила туда, вставала в очередь соблюдающих и приносила домой покупку с запиской от резчика, что мясо кошерно.

Сендер Шифман

Шифманы и Иерусалим-на-Волге

Родился Александр Ефимович (Сендер) Шифман 1892 году в белорусском местечке. Через четыре года его отец Хаим Иегошуа Шифман, спасаясь от погромов, погрузил на телегу жену Эстер-Хьену, урожденную Хейфец, старшего Сендера и годовалого Лазаря и переехал в городок Рыбинск Ярославской губернии.

Рыбинск в то время именовали Иерусалимом-на-Волге, так что выбор соблюдающей семьи был не случайным. На новом месте родилось еще семеро детей. Глава семейства, обладавший предпринимательской жилкой, основал завод по производству продукции из картофельного крахмала. Был активным прихожанином местной синагоги, кантором, а после революции работал шойхетом.

Сендер с матерью Эстер-Хьеной. 1910 год

Подраставшие сыновья уезжали учиться в Петербург. Четверо братьев стали инженерами-путейцами, а Лазарь и Михаил – известными музыкантами. Михаил после одного из концертов, на котором присутствовал Тухачевский, был призван в армию и одно время был что-то вроде придворного музыканта у знаменитого маршала. Его военные обязанности были простыми. Михаил жил дома, репетировал, а когда у Тухачевского собирались гости, тот высылал за музыкантом машину.

После революции перебрался в Ленинград и Сендер. В 1926 году женился.

Семья Шифманов. В центре отец Хаим-Иегошуа, справа Сендер с женой Соней

Зимой 1942 года ему с семьей удалось выехать по Дороге Жизни из блокадного Ленинграда.

Сендер единственный из братьев не имел высшего образования, он посвятил свою жизнь соблюдению традиций и изучению священных текстов. Даже профессию себе выбрал, связанную с книгами. В самые мрачные годы он не терял связь с Синагогой, как и его отец, был кантором.

Сендер Шифман пользовался большим уважением не только у своих единоверцев, но и в научной среде. К нему часто за консультациями по Талмуду и Гемаре приходили преподаватели Восточного факультета Ленинградского университета. Интеллигентность, деликатность, воспитанность Сендера проявлялась и в обыденной жизни. Будучи пожилым человеком, он всегда вставал в транспорте, уступая место женщинам. Соседи по коммунальной квартире, что нетипично для того времени, также относились с искренним уважением к его вере и при наступлении шабата не выключали свет в местах общего пользования, понимая, что Александр Ефимович не сможет его включить.

Сендер Шифман

Умер Сендер Шифман в 1965 году и похоронен на Еврейском кладбище. Его супруга скончалась через 10 лет после него.

Могилы Сендера и Сони Шифман

Благодарим Александра Хейфеца и Гинду Каплан за помощь в подготовке материала

Елена Севенард


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину