Все проекты
Общину поддержали 29716 раз

ДядяБоря, или чтец Торы в Малой Синагоге

ДядяБоря, или чтец Торы в Малой Синагоге

Серафима Самуиловна Азимова, присутствовавшая на торжественном открытии Малой Синагоги, прислала нам рассказ о своем дяде Авром-Бере, который в Евреи Ленинграда чтец Торы в Малой Синагоге1955 – 1971 годах был в этой Синагоге баал-криэ – чтецом Торы.

Мой дядя… да, мой дядя Азимов Борис Аронович, «дядяБоря» – в одно слово, брат моего папы жил с нами в большой коммуналке на улице Гоголя, 21.

Да и в комнате нашей, вот той самой, где «Арзамас», где полукруглое окно, нас тоже было немало – мама, папа, дядя Боря, дедушка и я.

У нашей комнаты было очень много преимуществ: низкие потолки над аркой – можно допрыгнуть, печное отопление – «во дворе трава, на траве дрова», рядом большой садик (Александровский) и маленький (Исаакиевский), и еще рядом была Синагога… Близко, пешком можно дойти. Мы туда и ходили с папой по праздникам – Новый год (Рошешоне), Симхостейре, Пейсах, Швуэс и еще разные, вот, например, когда хазн приедет…Но это мы так ходили, а вот мой дядя, дядяБоря, ходил туда всегда, все время. ДядяБоря был «Балкрые» («баал-криэ», чтец Торы – ред.) в Малой Синагоге. Это человек, который читает вслух Тору по праздникам, в субботу, по понедельникам и четвергам.

ДядяБоря был учителем математики – самым настоящим: он окончил в Москве учительский институт, куда приехал из своего местечка Петровичи Смоленской области. Еще он очень любил русскую словесность, так он почему-то называл литературу, а еще он знал «лошункейдеш» – святой язык, то есть иврит. Вот мой дядя очень хорошо знал этот язык, писал на нем стихи, учил учеников (первый учитель иврита в Ленинграде!) и объяснял всем, что надо жить по-Божески – потому, что есть Б-г! ДядяБоря из-за того, что у него с детства была повреждена и не сгибалась нога, во время войны был в эвакуации. А после войны мой папа уговорил его приехать в Ленинград… Мы все «хотим как лучше, а получается – как всегда».

Евреи Ленинграда чтец Торы в Малой СинагогеДядяБоря часто не работал, потому что у него были свои понятия, как надо учить математике, свои авторские методики, а это приходилось не ко двору. Жена и дочка дядиБори погибли при бомбежке Москвы… Это та тема, которая никогда не велась у нас дома. Еще у нас никогда не читали мою любимую сказку «Хроменькая уточка» – мне папа подробно объяснил, и я своими руками, наверно единственную, порвала эту книжку.

У дядиБори было много странностей… Он всегда ходил в кепке. Он никогда не ездил в дома отдыха и санатории. Он никогда не ел мяса (исключение – праздники еврейские и тогда я с ним ездила на Кондратьевский рынок, покупали живую курицу. А потом он меня угощал кусочком курицы).

Да, обо всем этом – отчего и почему – я узнала спустя много лет…

У моего дяди был очень приятный баритон, и гости, собиравшиеся к нам время от времени просили: «Борис, спойте ''Скажите, девушки''».

У дядиБори был красивый голос и когда он молился, когда читал главу (я ничего не понимала), это было прекрасно.

Сейчас, живя в Израиле, я иногда слышу, что именно так читают Тору, и тогда воспоминания детства и голос моего дяди окутывают меня теплой волной…

Поскольку дядюБорю не брали в учителя, то он стал работать контролером ОТК на военном заводе. Он очень поздно приходил домой – не мог принять точку зрения, что проверять детали (очень важные детали!) надо одну из ста или пятисот. Ему предлагали деньги, ему угрожали – все бесполезно было…

На этажерке (старинная, резная) было очень много книг на иврите, молитвенники, Тора в свитках, сидуры…

Евреи Ленинграда чтец Торы в Малой СинагогеБорис Аронович Азимов в Израиле. 1980 г.

Когда в 1974 дядяБоря уехал в Израиль в возрасте 74 лет уже больным человеком, его книги не выпускали вместе с ним: народное достояние! Но и Публичная библиотека не приобретала их – кому это надо…

На заводе (Северный завод) его уговаривали остаться, обещали путевку в Крым, в санаторий и т.д.

Но Эрец Исраэль была единственной мечтой моего дяди.

В письмах, которые он посылал мне из Израиля, чувствовалось, что он был там очень одинок, он писал мне по памяти стихи своих любимых Тютчева и Фета, а еще он очень любил и почитал Льва Толстого. ДядяБоря говорил мне, что Лев Толстой имел откровение свыше…

Евреи Ленинграда чтец Торы в Малой СинагогеПисьмо дяди из Израиля

Евреи Ленинграда чтец Торы в Малой СинагогеЕще дядины письма

«Ксубе» – «Ктуба», брачный договор жениха и невесты под Хупой, которая была у моих мамы и папы в 1948 году и у нас с мужем в 1970, – их тоже писал дядя Боря.

Евреи Ленинграда чтец Торы в Малой СинагогеКтуба родителей

Евреи Ленинграда чтец Торы в Малой СинагогеКтуба Серафимы Самуиловны и Гиталия Пинхусовича Азимовых

И если я каждое утро включаю радио в Кирьят Ата в 6:00, слушаю «Шма Исраэль», если мой сын и мои внуки – харедим, если я вообще есть – это потому, что у меня был дядяБоря…

Серафима Самуиловна Азимова


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину