23 сентября 2017 / 3 тишрея 5778

Пост Гедальи 24 сентября. Йом Кипур 30 сентября

16.04.2015

Холокост у стен Ленобласти

Об участи евреев Ленинградской области рассказывает историк Константин Плоткин, досконально изучивший материалы архивов и свидетельства

Евреи Ленинград холокост в ленобластиОбычно, когда мы говорим о Холокосте, мы вспоминаем о Польше, Литве, Украине, Белоруссии... Но территория, занятая войсками Рейха, вплотную подходила к нашему городу. И судьба евреев на этой территории была такой же, как и везде. Об этом напоминает памятник – прекрасная и страшная «Формула Скорби» Вадима Сидура, установленная в Пушкине. Но что конкретно там произошло?

Об этом мы говорим с кандидатом исторических наук, доцентом РГПИ имени Герцена Константином Моисеевичем Плоткиным, автором книги «Холокост у стен Ленинграда».

– Константин Моисеевич, как получилось, что вы стали заниматься этой темой?

– Большую часть жизни я был по своим научным интересам от нее далек. Хотя, конечно же, помнил о своем еврейском происхождении. Я археолог-русист, работал в Псковской области… Но в 1998 году меня пригласили на конференцию, посвященную Холокосту. И это стало для меня настоящим потрясением… Позднее я некоторое время сотрудничал с еврейской благотворительной организацией «Хесед Авраам». Я занимался тем, что называют «устной историей» – записывал рассказы пожилых людей. И в этих рассказах важное место занимали трагические события, происходившие с евреями в годы войны здесь, рядом с Ленинградом.

Евреи Ленинград холокост в ленобластиПисьменное свидетельство очевидца увеличить

– Этой темой – Холокост в Ленинградской области – до вас занимались?

– Событиями в Пушкине занималась в 1990-е годы группа, в которой участвовали Г. Фарбер, А. Френкель и другие. Усилиями этих энтузиастов и был установлен памятник. В их распоряжении были устные свидетельства и отредактированный, пропагандистский «Отчетом о злодеяниях немецко-фашистских оккупантов и их пособников». Они проделали огромную работу. Мне удалось продолжить этот труд и поднять архивы, в которых содержатся подлинные свидетельства горожан, на основании которых этот «Отчет» составлялся. Есть и материалы «с той стороны» – отчеты убийц, айнзац-групп. Все вместе это дает полную картину событий.

– И какова же она?

– В Пушкине во время боев за город население пряталось в подвалах Гостиного Двора, Лицея и других мест. И вот немцы сразу же стали осматривать эти подвалы в поисках евреев. Уже 20 сентября на площади перед Екатерининским дворцом расстреляли 38 человек, в том числе 15 детей. Расстреливали в Баболовском парке, Александровском, в Екатерининском перед Большим Капризом, в Лицейском садике. После казни со второго этажа Лицея вещи убитых евреев разбрасывали местным жителям.

– Жутко. Эти названия вызывают совсем другие ассоциации…

– А потом, в начале октября был расклеен приказ о регистрации: евреям приказано явиться в комендатуру 4 октября, остальным 8–10 октября. Со двора комендатуры несколько сот евреев отвели в парк, в подвалы Екатерининского дворца, а потом они отдельными группами они были расстреляны на окраине парка, на Розовом поле. Есть свидетельства, что по дороге на казнь евреи пели «какую–то грустную песню», что многие были в талесах и пели молитвы, что их заставили самих рыть могилы, что земля могильных насыпей шевелилась… Потом оставшихся евреев отлавливали небольшими группами. Расстрелы продолжались до самого освобождения.

Про другие места известно меньше. В Луге как будто было создано гетто, просуществовавшее 3–4 месяца. В Вырице тоже. Там полицейский Павел Булла запрягал евреев в сани и заставлял возить себя в комендатуру… Всего факты массового уничтожения евреев зафиксированы в семнадцати местах, в том числе Павловске, Гатчине, Красном Селе.

Евреи Ленинград холокост в ленобластиМеста казней евреев в окрестностях Ленинграда

– Сколько же всего погибло?

– По отчетам айнзац-групп – 3600 человек. Давайте сопоставим: до войны еврейское население оккупированной части области составляло примерно 7500 человек. Если считать, что половина была либо призвана в армию (если говорить о мужчинах), либо эвакуировалась, примерно столько и выходит. Не выжил практически никто.

– Какую роль в этом играли «пособники оккупантов», коллаборационисты? И были ли, наоборот, «праведники мира», спасители евреев?

– Конечно, были и те и другие. Тихомиров, директор одной из пушкинских школ, со всеми своими учениками приветствовал входящих в город немцев. А потом он лично участвовал в убийствах евреев. Были и идейные сторонники нацистов, и корыстные негодяи, а были люди, которых толкнул на предательство голод. У немцев была такса: полкотелка каши за еврея, котелок за комиссара. Ведь продовольственные карточки давали только тем, кто в том или ином качестве работал на оккупантов, или фольксдойче (этническим немцам). В Пушкине из 35 тысяч, находившихся в городе к началу войны, погибло 18 тысяч, в основном от голода.

Но были и люди, евреев спасавшие, – например, судья Дулинский. Его расстреляли в начале октября 1941 г., а перед этим водили по городу со связанными за спиной руками, а перед ним несли объявление: «Судья Дулинский расстрелян за то, что покровительствовал жидам». Есть и другие имена.

А вот такой случай. На жительницу города, еврейку по фамилии Клугман, мать нескольких детей, донесли соседи. И она имела глупость на допросе сказать: «Я не еврейка, у меня муж еврей». Ну, что это означало: меня не трогайте, расстреляйте моих детей. А переводчик перевел: «Я не еврейка, меня соседи оговорили». И это спасло ей и ее детям жизнь. А потом тот же переводчик дал ей совет: не возвращайся домой, на тебя снова донесут, а уходи с «эвакуированными», то есть остарбайтерами. И она попала как остарбайтер в Германию, вместе с детьми, и там выжила. Вот этот переводчик – кто он? Он служил нацистам, но при этом спасал людей. Такое бывало.

– А как обстояло дело с «еврейским вопросом» в самом Ленинграде?

– Немцы регулярно сбрасывали листовки антисемитского содержания, убеждали горожан, что только «жиды–комиссары» не позволяют сдать город на волю милостивых победителей. Конечно, это действовало. Отчеты НКВД фиксируют в 1941 юдофобские настроения у части горожан. Но массового характера это не приняло. Евреи Ленинграда разделили общую трагедию. А судьба евреев Ленинградской области – часть еврейской Катастрофы. Забывать об этом нельзя.

Валерий Шубинский


Благодарим директора Еврейского общинного центра Санкт–Петербурга Александра Френкеля за помощь в организации интервью.



Вконтакте
Facebook

Все
В Петербурге
В мире
20 сентября 2017
19 сентября 2017
14 сентября 2017
18 августа 2017
10 апреля 2017
07 апреля 2017
06 апреля 2017
24 февраля 2017
23 февраля 2017
15 февраля 2017
25 декабря 2016
21 декабря 2016
16 декабря 2016
04 ноября 2016
27 сентября 2016
23 сентября 2016
18 апреля 2016
10 марта 2016
23 февраля 2016
15 февраля 2016
05 февраля 2016
21 января 2016
11 января 2016
06 января 2016
04 января 2016
23 ноября 2015
18 ноября 2015
31 октября 2015
26 октября 2015
09 сентября 2015
26 августа 2015
24 июля 2015
29 мая 2015
30 апреля 2015
24 апреля 2015
15 апреля 2015
14 апреля 2015
25 марта 2015
24 марта 2015
27 февраля 2015
25 февраля 2015
18 февраля 2015
09 февраля 2015
26 января 2015
20 января 2015
25 декабря 2014
11 декабря 2014
09 декабря 2014
01 декабря 2014
17 ноября 2014
06 ноября 2014
30 октября 2014
15 октября 2014
11 сентября 2014
08 сентября 2014
05 сентября 2014
04 сентября 2014
22 августа 2014
21 августа 2014
13 августа 2014
12 августа 2014
08 августа 2014
12 июня 2014
14 апреля 2014
11 ноября 2011