Все проекты
Общину поддержали 30145 раз

Революционер Поволоцкий и три полицейских дела

Детективную жизненную историю молодого еврейского революционера восстановил известный генеалог Владимир Палей, основываясь на архивных документах, полицейских протоколах и некрологах в иностранной прессе.

4 и 7 июня Владимир Палей прочитает на Онлайн-школе еврейских знаний курс «Генеалогия петербургского еврея».

А пока предлагаем вашему вниманию удивительную историю еврейской семьи из-под Киева, восстановленную Владимиром Палеем по архивным документам, полицейским допросам и некрологам в иностранной прессе.

Родоначальник рода Гаров

Занимаясь очередным заказом клиента, генеалог Владимир Палей восстановил историю российской ветви одного еврейского рода. У его истоков стоял некто по фамилии Гар, приехавший в Россию в начале XIX века. Гар поступил на службу в русскую армию, выслужился до капитана, получил дворянство, а при выходе в отставку – земельные владения в Херсонской губернии.

Откуда он приехал, чем занимался, кем были его родители, понять до сих пор не удалось – есть только сведения о его жизни в России. Даже как писалась фамилия «Гар» в оригинале, остается загадкой, так что корни этого рода могут вести куда угодно – во Францию, Германию, Голландию, Швейцарию...

Тем не менее, о его потомках удалось узнать многое. Жизнь их была полна приключений! Сын Гара, как и отец, служил в армии, внуки же по большей части выбрали медицинское поприще.

Скандальный брак с бунтаркой

Один из внуков Гара совершил невозможный с точки зрения семьи поступок – женился на еврейке. Его избранницей стала Розалия Файнзильбер, однофамилица предков Ильи Ильфа. По юности лет дочь обеспеченного богуславского купца увлеклась народовольческим движением. При полицейском обыске у нее в доме были обнаружены нелегальные листовки, за что она просидела несколько месяцев в тюрьме.

Обложка био-библиографического словаря «Деятели революционного движения в России»

Имя Розалии Файнзильбер внесено в био-библиографический словарь «Деятели революционного движения в России»

Отец ее выкупил, а после отправил учиться в Швейцарию. В Швейцарии Розалия оказалась в среде русских эмигрантов такого же «народовольческого пошиба», влюбилась в Георгия Валентиновича Плеханова, который, как известно, выбрал еврейку, но другую... Розалии Файнзильбер пришлось вернуться в Россию.

Диплома в Швейцарии она так и не получила, поэтому устроилась помощницей доктора Гара – дворянина из благородной семьи, служившей российскому престолу уже три поколения. Доктор Гар, работавший в Елизаветграде, не просто взял себе в помощницы еврейку-бунтарку, сидевшую в тюрьме, вернувшуюся из эмиграции, но и впоследствии официально на ней женился. Правда, не сразу. В какой-то момент доктору Гару самому потребовалось лечение, для чего ему рекомендовали переехать в Одессу к морю. Ехать было недалеко, но для переезда требовалось оформить отношения с Розалией, тем более, что к моменту бракосочетания у них было двое детей – трехлетняя дочь и только что родившийся сын. Розалия Клементьевна Файнзильбер становится Раисой Ивановной Гар и вместе с мужем и уже узаконенными детьми отправляется в Одессу.

Революционеры

В 1905 году в своем одесском загородном доме супруги устроили подпольную типографию для представителей всех антиправительственных партий – коммунистов, анархистов, эсеров, меньшевиков.

Переписка Розалии Файнзильбер с Николаем Александровичем Морозовым (1854-1945), который из 90 лет жизни 30 лет провел в тюрьмах хранится в архиве РАН

Дочь-активистка

Когда дочь Гаров подросла, у нее обнаружилась болезнь, несколько лет мешавшая ей учиться. Недуг она преодолела и поехала учиться в Киев, где оказалась старше всех своих сокурсников. Там она познакомилась с еврейским юношей, который был сильно ее моложе и не отличался никаким выдающимися качествами.

Она закончила Бестужевские курсы, получила диплом учителя и со своим другом отправилась по распределению из Киева в город Петропавловск (ныне – Казахстан). Там в марте 1917 года молодые люди стали первыми председателями местного совета, но потом вернулись. Она осталась в Москве, он поехал в Киев – их пути разошлись.

Младшая дочь Розалии – Вера Гар (1897-1942), сотрудник Публичной библиотеки, умерла от голода во время Блокады

Возможно, это не самая увлекательная история, но у этого юноши обнаружился совершенно потрясающий старший брат – Яков Моисеевич Поволоцкий.

Семья Поволоцких из-под Киева

Яков был старшим ребенком в семье Поволоцких, которые жили в городе Сквире Киевской губернии. Постепенно семья стала многодетной и в начале 1900-х годов по настоянию матери семейства переехала в Одессу, чтобы найти средства к существованию. Там глава семьи заработал капитал, на который Поволоцкие приобрели два завода по возвращении в Сквир. После его кончины многодетная вдова, купчиха, получила образование и лицензию дантиста, что позволило ей и дальше проживать в городе Киеве вместе с детьми.

Дети выросли и увлеклись эсеровскими и социал-демократическими движениями, а энергичная вдова все доходы, получаемые от заводов, и свои гонорары дантиста отдавала детям на революционную деятельность.

Яков – романтик. И дезертир

Старший сын Яков оказывается большим романтиком. Поехав учиться в Московский университет, он не только увлекся идеями революции, но и завел роман с девушкой из Сквира.

Портрет Якова Поволоцкого

Молодые люди встретились всего лишь раз, надеяться на новое свидание было безнадежной затеей – возлюбленная Якова жила в Москве в закрытом пансионе. Эти трудности лишь вдохновляют Якова Поволоцкого начать зашифрованную переписку.
В 1905 году жандармерия перлюстрировала практически всю корреспонденцию Российской Империи. Жандармский цензор обратил внимание на слог их переписки, обнаружив в ней псевдонимы, условные знаки, пароли. Подозревая нечто революционное, жандармерия установила за влюбленными слежку. Их личности были установлены, но оказалось, их связывает обычный любовный роман.

Правда, выяснилось, что Яков – дезертир, скрывающийся от призыва в армию. С той целью он выправил себе удостоверение личности, подтверждающее, что он мещанин не Киевской, а Ковенской губернии, где он, естественно, не значился в списках призывников. Ну а девушка оказалась дочерью полковника Сквирского гарнизона, который, в частности, отвечал за призыв этого самого дезертира.

Из полицейского архива по делу Якова Поволоцкого (1904)

Их архивного дела видно, что, исключив причастность влюбленных к революции, жандармы еще долго переписывались о том, сообщать или нет военному ведомству, что нашли их дезертира.

Пистолет, выпавший из-под полы

Едва успела закончиться история с романтической перепиской в Москве, как Яков попал в новую, на этот раз – в Петербурге. О ней рассказали документы из Фонда Департамента полиции Госархива РФ.

Яков Поволоцкий быстро шел по улице и столкнулся с полицейским приставом, отчего у него из-под полы пальто выпал пистолет. Естественно, Якова задержали, привели в полицию, допросили. Задержанный сообщил, что пистолет принадлежит его соседу по комнате. Сосед оказался иностранцем, а оружие – бельгийским.

По дипломатической цепочке власти сделали запрос из Петербурга через МВД Российской Империи в МИД Российской Империи, оттуда – в Бельгию. Из Бельгии по этой же цепочке пришел ответ, что этот бельгийский пистолет действительно был продан подданному Германской Империи. Полиция разобралась. Так благополучно завершилось второе дело, фигурантом которого выступал Яков.

Яков на каторге

Не прошло и месяца, как на Якова было заведено третье дело. Где-то в Киевской губернии, в придорожном трактире, хорошо поев и запив свой обед, Яков решил устроить лекцию для посетителей о том, что нужно делать революцию. Именно в этот момент в трактир зашел местный пристав полиции, чтобы просто поесть. Конечно он вынужден был задержать этого смутьяна и бунтовщика. Доставив Якова в его гостиничный номер, страж порядка обнаружил там два чемодана подпольной литературы, после чего задержанный был препровожден в Киевскую жандармерию. После суда в 1907-1908 г. Якова Поволоцкого отправили на каторгу в Сибирь – в Томскую губернию.

В Париже

Следующий раз Яков Поволоцкий появляется в Париже. С каторги он...сбежал! Вспомнив о том, что у него было медицинское незаконченное образование, он устроился фельдшером в Иностранный легион Франции.

Отслужив положенное, он получил французское гражданство, поселился в Париже, женился на французской еврейке и открыл книжный магазин русской литературы.

Портрет Элен Поволоцкой (жены Якова) кисти Амадео Модильяни (1917). The Phillips Collection Washington, USA

Не известно, было ли у Якова иное занятие. Вряд ли можно было достичь столь большого коммерческого успеха, занимаясь только книгами, однако французская полиция к книготорговцу вопросов не имела – по крайней мере, французские архивы об этом не сообщают.

Яков живет во Франции, оказывает меценатскую поддержку Модильяни и другим молодым талантам. После начала Первой мировой войны во Франции находились российские военнослужащие, интернированные после 1917 и ожидавшие своей дальнейшей судьбы.

Яков Поволоцкий начал издавать книги французских авторов на русском языке, распространяя эту литературу среди интернированных русских офицеров, а также переводы русских авторов на французский.

Печать Поволоцких

Между тем в Советском Союзе

Тем временем его брат – тот самый неприметный юноша, друживший с дочерью Гаров, стал большим советским чиновником. Через него Яков Поволоцкий наладил поставки своих книг, открыв сеть книжных магазинов по всему Советскому Союзу.

Бегство от германских оккупантов

В 1940 году Германия оккупировала часть Франции, в том числе Париж. Яков с супругой вовремя перебрался из Парижа в Ниццу. Режим Виши был лучше германской оккупации. В Ницце он познакомился с уроженкой города Харькова. О ней стоит рассказать отдельно.

Жениться проще, чем развестись

Видкуна Квислинга называли главным фашистом Норвегии, германским коллаборационистом. Когда Германия оккупировала Норвегию, он стал главой Правительства под контролем оккупантов, за что в 1945 году был казнен. Десятилетия слово «квисслинг» было именем нарицательным и относилось национал-предателям.

Однако до своего увлечения политикой Видкун Квислинг был офицером норвежского Морского штаба, прикомандированным к полярному исследователю Фритьофу Нансену – знаменитости, который после Первой мировой войны раздавал паспорта лицам без гражданства, а также помогал многим: спасал армян от турецких погромов, голодающих Поволжья, Украины, Казахстана, России. Миссии Нансена работали в разных странах, в том числе и в Харькове, где главой миссии был назначен Видкун Квислинг.

У Квислинга появилась помощница – переводчица и секретарь, девушка из приличной образованной семьи. Она стала его женой. По окончании миссии супруги поехали в Норвегию, где стало понятно, что семейная жизнь у них не получится. Квислинг не смог развестись, так как брак был официально зарегистрирован в Норвежском посольстве в Москве, когда они ехали из Харькова в Осло. В Норвегии же не было записи о том, что он женат, значить, развод оформить было нельзя. Квислинг отправил жену во французский монастырь, откуда она перебралась в Ниццу, а там познакомилась с Яковым Поволоцким.

Седина в бороду

Яков Поволоцкий стал ухаживать за новой знакомой из Харькова. Молодая пассия Поволоцкого встретилась с его женой, вместе женщины убедили 60-летнего ловеласа, что платонический роман гораздо интереснее – ведь так можно совмещать верность жене и хорошее отношение к молодой девушке.

Внезапная кончина

После Второй мировой войны Поволоцкие вернулись домой. Они снова открыли книжный магазин в центре Парижа. Бурная, романтическая и яркая жизнь Якова Поволоцкого оборвалась неожиданно. Некролог, который был обнаружен в оцифрованной французской прессе тех времен, говорит, что Яков погиб в сентябре 1945 года в Париже – был сбит грузовиком американских войск, когда вышел в магазин за хлебом.

Фасад библиотеки-галереи Якова Поволоцкого в Париже

Источниками этой истории послужили архивы Петербурга, Москвы, Киева, Харькова, города Петропавловска в Казахстане, Норвегии, Голландии, Франции, а также материалы прессы.

Материал обработала Елена Слабковская. Благодарим Владимира Палея за предоставленные изображения

Запишитесь на онлайн-курс Владимира Палея «Генеалогия петербургского еврея»: две лекции - 4 июня 19:00 и 7 июня 13:00. Билеты тут

 


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину