Все проекты
Общину поддержали 36531 раз

Еврейская сюита, или Эрнест и София

Бывшая ленинградка София Браун, волею судеб сменившая за свою жизнь несколько стран, издала книгу в форме диалога с соавтором Катериной Сорокиной «Еврейская сюита».

Книга посвящена ее мужу Эрнесту Брауну – гениальному самоучке, обладателю множества патентов на косметическую и фармакологическую продукцию. София рассказала нам о книге, поведала невероятную историю спасения Эрнеста Брауна в Холокосте, а также поделилась воспоминаниями о своей семье и об их общей с Эрнестом работе.

София Браун София Браун

О своей книге София говорит так:

– Книга написана для русскоязычного читателя. Она состоит из двух частей. Первая часть посвящена моему мужу Эрнесту Брауну. Он выходец из состоятельной и уважаемой ортодоксальной семьи австрийских евреев, живших до Второй мировой войны в Вене. А вторая часть обо мне, Софии Левинтер, и моей семье из Ленинграда. Каждого читателя я воспринимаю как своего друга, и, если книга каким-то образом обогатит его, я буду счастлива. А для меня это мой долг перед Эрнестом за все то, что он для меня сделал, за его вклад в мою жизнь и жизнь моих детей.

Эрнест Браун Эрнест Браун. Петербург, 1995. Автор портрета - Алейников Юрий

Часть 1. Эрнест  

Раввин вместо врача

Эрнест Элиэзер Браун родился в 1914 году в Словакии, бывшей тогда частью Австро-Венгрии.

Дед Эрнеста Брауна Дед Эрнеста Брауна

Его отец, рав Йозеф Браун был ученым Торы, дважды в неделю читал лекции по Талмуду в синагоге Шифф Шулле, рядом с которой жила семья. Позже эта одна из старейших венских синагог была сожжена во время Хрустальной ночи в 1938 году. Мать Эрнеста Гизелла (Гитл) никогда не работала, ее профессия – жена и мать.

Мама Эрнеста Мама Эрнеста – Гизела (Гитл) Браун. Вена, 1938  

В семье было четверо детей: три дочери и единственный сын Эрнест. Когда Эрнест подрос, он очень хотел выучиться на врача, поскольку чувствовал в себе призвание помогать людям. Но отец в возрасте 12 лет отправил его в ешиву Найтра.

Отец Рав Йозеф Браун, отец. Вена, 1937–38  

Метрика Метрика Эрнеста Брауна

Отец считал, что сын должен продолжить традицию и стать раввином. До войны Найтра была очень известной ешивой, она находилась в Словакии. Там преподавали два знаменитых раввина. Один из них – рав Шмуэль Довид Унгар, декан этой ешивы, ведущий раввин Европы и вице-президент высшего религиозного органа Всемирного Агудат Исраэль, погибший в конце войны. Второй – рав Михоэл Бэр Вайсмандель – был женат на дочери раввина Унгара. Его жена и десять детей погибли в концлагере Аушвиц, а самого рава Вайсманделя чудом спасли его ученики и переправили Америку. Рав Вайсмандель находился в глубокой депрессии и не хотел жить после потери семьи, но ученики настаивали, что у него есть высшая миссия, которой он должен служить до конца – создание в США новой ешивы Найтра. Рав Вайсмандель справился, открыл ешиву и даже сумел создать новую семью.

На Святую Землю – только легально

В первый раз Эрнеста арестовали в 1938 году. Его поймали на улице после наступления комендантского часа. Тогда его семье удалось выкупить за большие деньги. После этого Эрнест купил на черном рынке пять фальшивых паспортов, чтобы вся семья могла выехать в Палестину. Он принес этим паспорта с билетами на пароход отцу и был очень горд тем, что сумел провернуть такое дело. Но отец, взяв эти паспорта, разорвал их со словами:

– На Святую Землю Израиля ты поедешь только легально!

Это было провидение: транспорт, на котором Эрнест собирался добраться в Палестину, затонул, а все пассажиры погибли.  Позднее отец с женой попытались бежать из Австрии. В горах на границе с Италией они остановились в маленьком пансионе. Однажды утром, когда рав Йозеф Браун накладывал тфилин, это случайно увидела горничная. Она тут же донесла в гестапо, и всю семью арестовали. Их отвезли в Терезинштадт, а затем в Аушвиц, где они и погибли.  

Из ешивы – в Ватикан 

Эрнест Эрнест в северной Италии, 1941 

Эрнест бежал без документов и без денег в Югославию, где жила его старшая сестра Нелли Эстер с семьей. Позднее они с мужем погибли в Загребе – фашисты вывезли их на барже в Адриатическое море и утопили. Эрнесту удалось спрятать их четырехлетнего сына Янко в католическом монастыре, откуда позднее он попал в Израиль. Сам Эрнест тайно перешел границу и оказался в маленьком городке Азоло на севере Италии. Там он познакомился с итальянской девушкой Марией, у них возник роман.

Эрнест и Мария Эрнест и Мария. Италия, 1942 

А родной брат этой девушки в высоком католическом сане служил в Ватикане. Девушка написала брату письмо с просьбой приютить и дать работу Эрнесту. Эрнест отправился в Рим. В Ватикане на вопрос: «что ты умеешь, какая у тебя профессия?» Эрнест ответил, что окончил ешиву, знает иврит и арамейский. «Отлично! – сказал католический священник, - тогда мы устроим тебя в медицинскую библиотеку. Нам надо, чтобы ты переводил древние книги на латынь и современные языки».

Так Эрнест Браун стал работать в библиотеке Ватикана.

Эрнест Эрнест Браун. Ватикан, 1943 

Там он обнаружил много древних рукописей. Однажды Эрнест увидел текст на обратной стороне обложки, написанный непонятным шрифтом. Три дня он не мог понять, на каком языке написан текст. Тогда он приставил зеркало и понял, что это было написанное на арамейском – так называемое «зеркальное» письмо. Там был зашифрован своеобразный патент «Чудеса соленого моря», которое с легкой руки грека Аристотеля весь мир называет Мертвым морем. На самом деле это море жизни, которое лечит множество заболеваний. Прочитав эту книгу, Эрнест проникся бесконечными возможностями соленого моря и посвятил свою жизнь созданию препаратов из его минералов. Впервые Браун приехал в Израиль и увидел берег Соленого моря в 1952 году.

Папа Сурджекс

У Марии, написавшей рекомендательное письмо брату, случился аппендицит. Казалось бы, банальная операция, но она после нее скончалась от инфекции. Эрнест тяжело переживал смерть девушки. Работая в ватиканской библиотеке, он много размышлял о причинах инфицирования и понял, что зачастую болезнетворные бактерии попадают в организм в результате мелких царапин во время бритья операционного поля. Это привело его к созданию крема-депилятора «Сурджекс», позволяющего асептически очищать от волос кожу, не повреждая ее. Сурджекс стал первым медицинским препаратом, изобретенным Эрнестом Брауном, после чего сам Эрнест получил шуточное прозвище «Папа Сурджекс».

Это изобретение помогло снизить процент послеоперационных осложнений в том числе в американской армии. Супруга тогдашнего президента Элеонора Рузвельт прислала ему персональное приглашение. Так Эрнест в 1944 году в возрасте 30 лет перебрался в США. Позднее с женой и двумя детьми они переехали из Нью-Йорка в Портленд штат Мэн. Там Браун организовал собственную фармацевтическую лабораторию, где и продолжал исследования. В США Брауны жили до 1970 года, но с 1952 Эрнест практически каждый год бывал в Израиле, куда его неизменно тянуло. Кроме того, он навещал своего племянника Янко.  

Племянник Эрнеста Янко Племянник Эрнеста Янко. Иерусалим, 1980-е.

После Шестидневной войны семья Браун приняла решение переехать в Израиль. В те годы евреи со всего мира почувствовали небывалый подъем и гордость за Израиль, что и сформировало довольно большую американскую и европейскую алию.

ЧАСТЬ 2. СОФИЯ. ВСТРЕЧА И СОЮЗ

«У нас женщины в армии служат»

София репатриировалась в 1968 году из Польши, продолжила учебу на химическом факультете в Иерусалимского университета. В 1972 году вышла замуж, и вскоре с мужем ученым-археологом они были приглашены в Лондон.

София София в Иерусалиме, 1968 

София работала главным химиком в косметической компании знаменитой польской еврейки Хелены Рубинштейн, где занималась составлением химических формул выпускаемых препаратов – кремов, помад. Среди персонала было только две женщины. В то время женщины с детьми обычно не работали. Софию спросили:

– Как ты собираешься работать с таким маленьким ребенком?

Ее сыну было два года. София ответила:

– Я приехала из Израиля. У нас женщины даже в армии служат, есть женщины-генералы. Так почему я не смогу работать здесь?

Именно там состоялась их первая встреча с Эрнестом Брауном. Он искал косметического химика, специалиста, который смог бы продлить срок годности его изделий и, как следствие, время их нахождения «на полке». С этим запросом он обратился в институт Вайцмана. Там ему назвали нужное имя: София Сегаль (ее фамилия по первому мужу) и дали ее координаты. За этим он в 1976 году и приехал в Лондон. В тот раз сотрудничество не срослось. София с мужем вернулись в Израиль, у них родился второй сын Давид, но вскоре они развелись.

Вторая встреча

Вторая встреча произошла позднее. Знакомые, зная целеустремленность Софии, предложили познакомить ее с одним американским бизнесменом.

– Что? Эрнест Браун? Так мы знакомы! – ответила она.

Так начался второй этап их отношений. Новая встреча произошла в 1980 году в Тель-Авиве, после чего возникло много совместных проектов. Чудесным образом создался симбиоз: систематическое университетское мышление Софии и талмудический полет мысли Эрнеста. Он нигде, кроме ешивы, не учился, и его мозг не был ограничен «научными» запретами. Основным способом мышления Эрнеста были ассоциации, способность увидеть проблему с другой стороны. Этому он учил Софию и ее обоих сыновей, которые потом тоже закончили ешивы.

Младший сын Софии Младший сын Софии – раввин Давид Моше Сегаль

Эрнест и София работали вместе много лет. Жена Эрнеста умерла, и в 1993 году он женился на Софии.

Свадьба Свадьба Софии и Эрнеста. Тель-Авив, 1993  

Они прожили в браке всего три года. В 1996 году Эрнест в возрасте 83 лет скончался. София продолжила его дело, а в память о нем была задумана и написана книга «Еврейская сюита».

В 2009 году Эрнесту и Софии Браун была присуждена престижная премия Министерства промышленности Израиля за изобретение первых косметических препаратов с минералами Мертвого моря.

Премия

ЧАСТЬ 3. СЕМЬЯ СОФИИ

Письма Ребе

Мама Софии – Фрида и бабушка Сара-Баша – ленинградки, прожившие всю блокаду в городе. Жили в малюсенькой двухкомнатной квартирке общей площадью 20 метров на улице Дзержинского 36, ныне Гороховой.

Семья матери СофииСемья матери Софии. В верхнем ряду мама Фрида и братья Рома и Боря. Сидят: бабушка Сара Баша, рядом ее отец Яков, за ним дедушка Моисей. Ленинград, 1937  

Бабушка была очень религиозной, из семьи любавичских хасидов. Именно она научила младшего сына Софии Давида говорить на идише. В Петербург бабушка с четырьмя сестрами еще до революции приехали из местечка Пустошка Псковской губернии, где проходила черта оседлости.

Семья Вторая справа бабушка Софии, внизу сидит мама Фрида. В центре отец бабушки – раввин Яков Ципкин из Пустошки. Ленинград, 1937 

Ее отец, прадед Софии был талмудистом, мудрым человеком.  Переехав из Пустошки, бабушка вышла замуж, родила троих детей, но в каждом серьезном случае обращалась к любавичскому Ребе, пока он жил в Ленинграде. Она передавала ему письма на идише, на которые он отвечал. У нее хранилось семь писем с ответами Ребе. К сожалению, все они потерялись в блокаду.

Хлеб, спасший жизнь

Во время войны 18-летняя будущая мама Софии Фрида работала в Ленэнерго вместе со своей подругой Людмилой. Кстати, та была дальней родственницей знаменитой актрисы Любови Орловой. В один из дней у Фриды уже не было сил идти на работу, она лежала в кровати и практически умирала. Но пришла Мила и принесла буханку хлеба, которая и спасла девушке жизнь. Позднее Фрида назвала свою младшую дочь Милой в честь этой подруги.

Семья Фрида Левинтер. Ленинград, 1956  

Мила родилась в Ленинграде в 1949 году. А сама София двумя годами раньше в Тернополе, откуда родом был ее отец Яков Левинтер. Интересна история встречи отца и мамы Софии в Ленинграде. Когда часть Польши присоединили к СССР, Тернополь стал советским. Большая семья Левинтер не знала русского языка, говорили только на идише. Перед самой войной Якова призвали в Красную Армию. На проводах его мама Серка горько оплакивала расставание с любимым сыном. Фронтовой путь Якова Левинтера закончился только в 1946 году и пролегал от Владивостока до Кенигсберга. Вся его семья была уничтожена во время Холокоста, в живых остался он один. Когда Якова демобилизовали, он по дороге домой заехал в Ленинград, где встретил своих тернопольских знакомых. Они посоветовали ему попроситься к их знакомой вдове с дочкой, которые могут разрешить переночевать в коридоре. Через месяц Яков и Фрида поженились и отправились в Тернополь на родину мужа. Там в 1947 году и родилась первая дочь София Серка, названная в честь погибшей матери Якова.

София с сестрой София с сестрой Милой. Ленинград, 1957  

Никто не живет вечно

Фрида не хотела оставаться в маленьком разрушенном Тернополе, и семья вернулась в Ленинград, в ту же маленькую двухкомнатную квартирку. Там все вместе прожили 10 лет. София закончила три класса той же школы № 314, где училась ее мама. Но все эти годы отец рвался уехать из СССР. Когда бывшим подданным Польской Республики разрешили вернуться на родину, Яков Левинтер засобирался. Но бабушка не хотела расставаться с дочерью и внучками. Она сказала зятю, что, если он лишит ее близких, она умрет. Благочестивый Яков пошел в синагогу к тогдашнему раввину с вопросом, как поступить. На это мудрый раввин, подумав, ответил:

– Никто не живет вечно... все когда-нибудь умрут…

Бабушка Софии – Сара Баша (первая слева) с сестрами. Рощино, 1956  

На следующий день Яков купил билеты и уехал, а через полгода к нему присоединилась Фрида с дочерями. Начался польский период жизни семьи Левинтер.

«Не смотри назад»

В Польше семья поселилась в городе Вроцлав (бывш. Бреслау).  Девочки учились в еврейской школе, где из еврейского был только идиш, во всем остальном это была обычная коммунистическая школа.

Класс в еврейской школе Класс в еврейской школе (София стоит первая слева). Вроцлав, 1960  

София закончила школу с отличием и для дальнейшей учебы выбрала химию. На это повлияли два фактора: любимый учитель – преподаватель химии в школе – и собственный отец. Яков был прирожденным предпринимателем, он умудрился ни разу в своей жизни не побывать наемным работником. В Польше он организовал артель по производству пластмассовых изделий: ученических линеек, треугольников, транспортиров. София уже училась на третьем курсе химического факультета, когда в 1967 году Израиль победил в шестидневной войне. По Польше прокатилась волна антисемитизма, отличницу Софию в 1968 году за произраильские взгляды исключили из университета. Она решила ехать в Израиль. Но было страшно без родителей, без языка. Когда София поделилась этим с отцом, он ответил:

– Не смотри назад, смотри вперед! Все будет хорошо – так же, как стало со мной, когда я единственный из семьи остался в живых…

Через полгода в Израиль приехали родители с младшей сестрой. А в 1981 году переехала и бабушка из Ленинграда.

Папа и мома Софии Папа и мама Софии – Фрида и Яков Левинтер. Тель-Авив, 2005  

А Софию приняли на химический факультет Иерусалимского университета на второй курс. Кроме науки, надо было наверстывать иврит. София успешно справилась со всеми трудностями, закончила университет, получила степень магистра. Выросли оба сына. Старший Михаэль стал адвокатом, младший Давид – хасидским раввином.

О достижениях Софии Браун (Левинтер) – см. врезку в центре статьи

Что бы на это сказал Эрнест?

Вспоминая свою жизнь, София считает, что самым ярким отрезком в ней была короткая, но такая романтичная жизнь с Эрнестом. Он был очень заботлив, любил баловать, и день за днем лепил из Софии свою Галатею. Он показал ей весь мир, научил понимать людей.  И сейчас, когда его нет уже 27 лет, София часто спрашивает себя:

– Что бы на это сказал Эрнест? Был бы он доволен моим поступком?

Его мысли и мудрые афоризмы, которыми София щедро делится с читателями в своей книге, продолжают помогать ей в трудные моменты жизни.

Мемориальная табличка Мемориальная табличка на доме Эрнеста Брауна. Тель-Авив

Израиль – это не просто государство, а пульсирующее еврейское сердце. Биение этого сердца, питаемого кровью шести миллионов, всегда будет слышно по всему миру.                                                                                                                        
Эрнест Браун.

 

Скачать книгу «Еврейская сюита» 

 

Материал подготовила Елена Севенард


Вконтакте

АНОНСЫ

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину