14.09.2020
«Волосы на ладони»
Сентябрь 1972 года. XX летние Олимпийские игры в Мюнхене. Чудовищный террористический акт, унесший жизни одиннадцати лучших израильских спортсменов-олимпийцев. Участником той Олимпиады и очевидцем событий был герой нашей статьи Эдуард Теодорович Винокуров - член сборной СССР по фехтованию на саблях на протяжении более 10 лет, заслуженный мастер спорта СССР, двукратный олимпийский чемпион, многократный чемпион мира.
Эдуард Винокуров
О своем любимом брате, семье, происхождении фамилии нам рассказала Диана Теодоровна Малиновская, сама в прошлом воздушная гимнастка, артистка цирка.
Диана Малиновская
«Скорее волосы вырастут у меня на ладони, чем ты женишься на Лее»
Наш папа родом из Кременчуга Полтавской губернии. Его отец Мендель Израилевич Могилевский, выходец из бедной еврейской семьи, как это было принято в те годы, с раннего детства зарабатывал себе на хлеб. В шестнадцать лет он устроился в мясную лавку к состоятельному Симону Рахлину и смертельно влюбился в дочь хозяина - красавицу Лею. Она ответила взаимностью статному и смышленому работнику. Естественно, что богач Рахлин и слышать не хотел о таком неравном браке.
- Скорее волосы вырастут у меня на ладони, чем ты женишься на моей Лее!
Что оставалось делать влюбленным? Лея сбежала из дома с Менделем, который накануне заручился согласием знакомого раввина тайно поставить им хупу. Узнав о бегстве дочери, отец пустился в погоню, но было поздно. Брак был заключен. Через некоторое время молодожены решились предстать перед родителями. Мендель поклялся, что его жена никогда не будет работать, испытывать нужду и проживет жизнь в счастье и достатке. Несмотря на наступившие тяжелые времена, революцию, мировые войны он сдержал слово, данное тестю.
Мендель Могилевский
Молодая семья поселилась отдельно от родителей и жила, уважая старших, почитая традиции своего народа, соблюдая веру предков. В 1914 году у них родился первенец, наш будущий отец, которого из уважения к тестю назвали Симоном (впоследствии он возьмет имя Теодор, но об этом позже). Через 10 лет появилась на свет дочь Фаня.
Фильдеперсовые чулки и ключ от буфета
После революции и снятия черты оседлости многие еврейские семьи в поисках лучшей жизни для своих детей потянулись в столичные города. В 30-е годы переехала в Ленинград и семья Могилевских. Мендель Израилевич работал на крупной трикотажной фабрике на ответственной должности, получал приличную зарплату, но как говорится, «еще немножечко шил». Он добился разрешения приобрети профессиональный ткацкий станок и стал изготовлять на дому после работы фильдеперсовые чулки. В семье существовала легенда, что разрешение на владение станком давал сам Сталин.
Дед обладал неукротимой волей и твердым характером. Возможно, это помогло семье выжить в блокадном Ленинграде. Весь полученный хлеб Мендель запирал в буфет, ключ от которого хранил у себя на груди. В отведенное для приема пищи время он выдавал жене и дочери (взрослый сын к тому времени был далеко) строго отмеренные порции.
Дети подрастали. Мендель определил для них будущее: сын должен был выучиться на инженера, а дочь на врача. Фаня последовала наставлениям отца и закончила медицинский институт. А вот со строптивым, независимым сыном случился сбой. Унаследовавший папин нрав Симон решил идти своим путем.
Семья Могилевских: Мендель Израилевич, Лея Симоновна, Симон и Фаня
Ссора
Тридцатые годы прошлого века в СССР были ознаменованы всплеском культурной жизни. Актеры театра и кино, воплощавшие в своих героях лучшие черты человечества, становились кумирами молодежи. Обаятельный, обладающий подвижной пластикой Симон тоже решил стать артистом. В 16 лет тайно от родителей он бросил школу и поступил в техникум сценических искусств, ныне Российский государственный институт сценических искусств на Моховой. В то время там преподавали великие мастера сцены, такие, как Всеволод Мейерхольд. Его дочь Ирина Всеволодовна обучала студентов актерскому мастерству и биомеханике. Юного Симона увлекло исполнение чечетки. На чердаках и в подвалах окрестных домов он без устали отбивал чечеточные ритмы, с увлечением и азартом постигал премудрости актерского ремесла.
Когда правда выплыла наружу, отец будущего актера был взбешен и потребовал беспрекословного повиновения. Симон отказался.
Повторилась давняя сцена. Мендель выгнал сына из дома, запретив показываться на глаза. Примирение наступило, лишь когда сын стал успешным эстрадным артистом.
А пока Симон отдавал всего себя сценическому искусству и взял псевдоним в честь любимого педагога, известного в то время чечеточника Теодора Лазаревича Винокурова. Позднее он сменил паспорт и прожил с этим именем всю последующую жизнь, передав фамилию своему сыну Эдуарду. Выступал в отдельных номерах, работал конферансье, руководил большими эстрадными коллективами, гастролировал в самых отдаленных уголках страны. За долгую творческую карьеру Теодор Винокуров заслужил уважение и признательность как публики, так и своих коллег и подчиненных.
Теодор Винокуров
Кочевая жизнь
Свою будущую жену, нашу маму, Тамару Романовну Малиновскую, Теодор Винокуров впервые увидел в гостинице «Балтийская» на Невском проспекте (ныне Невский палас), где она служила администратором. Голубоглазая стройная 19-летняя красавица покорила его с первого взгляда, как в свое время Лея - молодого Менделя. Ради импозантного руководителя эстрадного коллектива девушка оставила налаженную жизнь в Ленинграде и последовала за любимым, окунувшись в гастрольно-кочевые будни. Всю жизнь папа называл свою жену Региной (regina лат. - царица, властительница), вознося ее в королевское звание.
Теодор Винокуров и Тамара Малиновская
Ровно через месяц после начала войны, 22 июля 1941 года, у пары родилась дочь Диана. Семья в это время гастролировала в Саратовской области в г. Энгельсе. Это было тяжелое время для страны. Красная Армия, неся тяжелейшие потери отступала. Никто не знал, как повернутся события, и мама решила записать дочь на свою фамилию - Малиновская. А еще через год 30 сентября 1942 года родился сын Эдуард. Тут уж отец настоял, чтоб сын был записан на его паспортную фамилию Винокуров. Первые годы нашего детства прошли в поездках согласно гастрольному графику отца по городам и весям необъятной страны: казахские юрты, госпиталя, разрушенные города, пыльные эшелоны и бесконечные дороги стали нашими первыми впечатлениями.
Диана и Эдуард. 1947 год. Одесса
«Я беру тебя в секцию сабли!»
Настала пора детям поступать в школу, и в 1947 году семья вернулась в Ленинград. Своей жилплощади не было, поэтому первое время мы жили в гостиницах. Однажды, получив номер в Англетере, папа сказал нам:
- Дети, мы с вами в том самом номере, где погиб талантливый русский поэт Сергей Есенин.
Теодор Лазаревич Винокуров
Мамины родители умерли в блокаду, и семью с трудом удалось прописать в 9-метровой комнате у тети на бывшей набережной Фокина, ныне Пироговской. В то время большой популярностью пользовался трофейный французский фильм о мушкетерах, и мы с Эдиком решили заняться фехтованием. Папа привел нас обоих в детскую спортивную школу в Петроградском районе. Но тренер меня принял в секцию фехтования на рапирах, а брату из-за маленького роста отказал:
- Подрасти немного сначала.
Эдик вышел, едва сдерживая слезы. В этот момент проходивший мимо по коридору тренер Николай Трофимович Подобрый пожалел мальчика, ласково положил руку на плечо и сказал:
- Не грусти, я беру тебя в свою секцию сабли!
Диана и Эдуард в пионерском лагере 1954 год
Сабля - не только реквизит, но и грозное оружие. Саблисты часто пробивали друг другу защитную амуницию. Юный спортсмен приходил домой в кровоподтеках и ссадинах, но тем яростнее рвался на тренировки. В спортзале он появлялся всегда первым, а покидал его, когда других уже и след простыл, тренировался до изнеможения.
Эдуард Винокуров после тренировки
Первое олимпийское золото
Эдик стал побеждать на юношеских соревнованиях, а затем и на взрослых. После призыва в армию он был зачислен в спортивную роту Ленинградского военного округа. С ЦСКА потом была связана вся его жизнь.
К середине 60-х годов Эдуард несколько раз становился чемпионом Ленинграда, выигрывал различные первенства и Кубки СССР. В 1966 году он был включен в сборную страны.
Эдуард Винокуров на дорожке
Товарищи по команде отмечали, что тренировался Винокуров как одержимый. Если тренер задавал 5-6 повторов, то он делал 50. За гибкость, подвижность и артистичность товарищи по команде прозвали его Чарли по аналогии с Чарли Чаплиным.
Эдуард Винокуров в романтическом образе
Большим успехом стала командная победа саблистов на кубке Европы, затем чемпионат мира в Монреале. И, наконец, его первые Олимпийские игры 1968 года в Мехико. Их открытие было приурочено к дате, когда на американский континент впервые ступил Христофор Колумб. На Олимпиаде советская сборная, в составе которой дебютировал Эдуард Винокуров, столкнулась с серьезными соперниками. В финале от боя новичка зависел результат всей команды. Несмотря на плохое самочувствие из-за еще не отпустившей простуды, Эдуард сделал невозможное, вырвав на последних секундах победу у маститого итальянского саблиста Пьерлуиджи Кикка. Сборная СССР завоевала золото и поднялась на высшую ступень олимпийского пьедестала почета!
Эдуард Винокуров - серебряный призер в личном первенстве
Страшные события в Мюнхене
На следующую Олимпиаду в Мюнхен Эдуард поехал уже закаленным бойцом. Сборная СССР успешно дошла до финала, несмотря на серьезные проблемы в команде. Одному из спортсменов в схватке с основным соперником-итальянцем клинок попал в глаз; возрастной капитан команды Марк Ракита тоже чувствовал себя не лучшим образом. И тут происходят всем известные трагические события: захват арабскими террористами членов израильской сборной. Эдуард вспоминал, что той страшной ночью руководство команды запретило им выходить из помещения, в котором располагалась сборная. В течение суток советские спортсмены не покидали своих комнат, там же принимали пищу. Только от руководителей они могли узнавать ужасные подробности развития событий. Единственный раз в истории олимпийского движения соревнования были прерваны. На следующий день 6 сентября, когда стал известен печальный исход противостояния, на Олимпийском стадионе состоялась поминальная служба, в которой приняли участие 3000 спортсменов и 80000 зрителей. Руководство СССР запретило своим спортсменам участвовать в церемонии.
Немецкая пресса о мюнхенской Олимпиаде
И хотя на той Олимпиаде советская сборная завоевала серебряные награды, Эдуард вернулся подавленным. С одним из погибших израильских спортсменов, выходцем из СССР, он был знаком лично, они пересекались на соревнованиях в Ленинграде.
Памятный знак участника мюнхенской Олимпиады
Вот с кем надо фотографироваться!
После мюнхенской в копилке Эдуарда Винокурова была еще успешная Монреальская Олимпиада 1976 года, где советским саблистам снова досталось золото в командном зачете.
Эти олимпийские игры стали последними в карьере легендарного спортсмена. После них он перешел на тренерскую и судейскую работу и стал главным тренером СКА в Ленинграде, судьей международной категории.
После завершения спортивной карьеры
К сожалению, в конце жизни Эдуард сильно болел. Но ученики и коллеги спортсмены помнили и ценили его непревзойденную технику фехтования.
Когда Эдуард выходил во время тренировок на дорожку, старшие тренеры прерывали занятия и звали своих учеников:
- Идите посмотрите, как надо фехтовать. Винокуров на дорожке!
Такая у него была аристократическая манера. Он давал уроки Михаилу Боярскому, когда тот снимался в роли Д'Артаньяна. Как-то знаменитый артист пригласил нас с братом на свой творческий вечер в Дом офицеров. Эдуард Теодорович в то время был уже болен, с трудом передвигался, ходил с палочкой. В антракте зрители ринулись к Боярскому с просьбой сфотографироваться вместе. В этот момент экс-Д'Артаньян увидел с трудом поднимающегося по лестнице великого спортсмена и протянул руку в его сторону:
- Вы посмотрите, кто идет! Это олимпийский чемпион, легенда нашей страны! Вот с кем надо фотографироваться!
В 2004 году Эдуард Винокуров был введен в Зал фехтовальной славы России, а в 2007 году - в Международный еврейский спортивный зал славы.
Ветераны спорта. Э.Т. Винокуров сидит второй справа
В 2010 нашего «Чарли» не стало.
А через год по решению Федерации по фехтованию Санкт-Петербурга в городе стал проводиться ежегодный турнир «Белые ночи» памяти Эдуарда Винокурова для детей и юношества. Открытие турнира состоялось в зале специализированной школы олимпийского резерва. На нем присутствовали многие выдающиеся спортсмены нашего города, товарищи Эдуарда по спортивному братству.
Открытие турнира имени Эдуарда Винокурова
О своей семье и знаменитом брате Диана Теодоровна Малиновская написала книгу «Судьба олимпийского чемпиона», которую передала в дар библиотеке «Сифрия» при Синагоге.
Диана Теодоровна Малиновская
Елена Севенард
От редакции:
Благодарим председателя петербургского отделения «Маккаби» Вадима Полянского за помощь в организации интервью.
Каждый год в сентябре «Маккаби» проводит акцию памяти жертв теракта на Мюнхенской Олимпиаде. В этом году по понятным причинам мероприятие не состоялось. Пусть хотя бы эта публикация напомнит нашим читателям о тех трагических событиях.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2