18 ноября 2017 / 29 хешвана 5778

16.09.2016

В Петербурге открылась выставка Соломона Гершова

В Государственном музее истории религии открылась выставка ленинградского художника-экспрессиониста Соломона Гершова (1906–1989) «Память. Боль. Библия». Она приурочена к 110-летию со дня рождения художника. Это совместный проект ГМИРа и центра «Петербургская иудаика». Авторы выставки – Алла Соколова, куратор раздела «иудаизм» ГМИРа, и Ирина Мамонова, автор диссертации, посвященной Гершову. На выставке представлены работы из собрания второй жены художника Т. Федотовой-Гершовой.

– Про творчество Гершова не скажешь «картины». Он работал в манере живописца, но рисовал не на холсте, а на бумаге и картоне. Это, скорее, графика, – говорит Алла Соколова.

Творчество Гершова двойственно. С одной стороны, он создал множество работ, посвященных еврейской жизни. Изображения «еврейского» Витебска (родной город художника), праздников, религиозных обрядов, молитв в Синагоге... Ритуалы выписаны точно и достоверно. Как-никак художник родился в религиозной семье. Он даже успел поучиться в ешиве, хоть и, по-видимому, был там не лучшим учеником. О своей юности в Витебске он вспоминал так:

«Мне известно, что такое ночные бдения на хорах синагоги, где такие же, как я, ешиботники часами просиживали над талмудом. Но я был весь во власти бесконечного рисования...» (машинопись, архив семьи С. М. Гершова).

Когда семья переехала в Ленинград, отец Гершова стал постоянным прихожанином Большой Хоральной Синагоги. Да и сам художник, вернувшись из ссылки в Воркуту (его арестовывали дважды, в первый раз были уничтожены все его работы, отсюда и «Боль» в названии выставки) нередко наведывался на Лермонтовский проспект. Среди его произведений – рисунок Малой Синагоги и сукки (1968 г.), портрет ленинградского кантора Давида Стискина. Свои «еврейские» работы Гершов нередко создавал по заказу представителей Синагоги, а также для своих друзей и знакомых, отъезжавших в Израиль.

Выставка Соломона Гершова в ГМИРе 2016Джаз в Синагоге. Ленинград, 1962. Бумага, гуашь, темпера. По мнению авторов выставки, Гершов рассматривал и джазовую музыку, и танцы в Синагоге как проявления контркультуры

С другой стороны, немало работ Гершова посвящено евангельским сюжетам. Как вышло так, что художник, несомненно преданный еврейству, с такой любовью и экспрессией рисовавший Синагогу, еврейских стариков, праздник Пурим, обратился к христианской теме?

– Это была дань памяти его первой жены В. С. Костровицкой, исповедавшей католичество, – поясняет Алла Соколова. – Он тяжело переживал ее смерть и посвятил ей цикл работ «Реквием». Но удивительное дело! Одна из работ художника изображает жену в молитве. При этом иконографически изображение вписывается в визуальный ряд зажигания субботних свечей: женщина характерным жестом прикрывает ладонями глаза. Получается, что, изображая молитву католички, художник интуитивно использует знакомый с детства образ еврейской хозяйки дома, благословляющей свечи так, как это делала его мать.

По словам Аллы Соколовой, художник нередко использует распространенные иконографические приемы, чтобы решить совсем другие задачи. Так, в работе, изображающей царя Соломона, явно прослеживается портретное сходство с другим Соломоном – самим Гершовым.

– Наше общее мнение с Ириной Мамоновой в том, что библейские работы Гершова автобиографичны, они не про Библию, а про него самого.

Ну а «еврейские» произведения Гершова, по словам Аллы Соколовой, замечательны тем, что дают обильную пищу для фантазий.

– Вот, например, работа «Несут подарки. Пурим» (1970-е гг.). На ленинградской улице случайно повстречались две женщины. Обе несут совершенно одинаковые свертки со сладостями. Но при этом одна – явно строго соблюдающая еврейка. А вторая – оторва: косынка повязана залихватски, волосы выбиваются, глаз озорной. Может быть, она решила, что комсомол отдельно, а Пурим – отдельно. А, может, просто не смогла отказаться от вкусной выпечки, которую ей вручили на Пурим религиозные родители. Гершов этим и прекрасен – его работы, нарисованные с большой достоверностью, позволяют нам находить говорящие подробности и самостоятельно достраивать сюжет.

Выставка Соломона Гершова в ГМИРе 2016

Благодарим Аллу Соколову за интервью и предоставленные материалы.



Вконтакте
Facebook

Все
В Петербурге
В мире
17 ноября 2017
16 ноября 2017
16 ноября 2017
20 сентября 2017
19 сентября 2017
14 сентября 2017
18 августа 2017
10 апреля 2017
07 апреля 2017
06 апреля 2017
24 февраля 2017
23 февраля 2017
15 февраля 2017
25 декабря 2016
21 декабря 2016
16 декабря 2016
04 ноября 2016
27 сентября 2016
23 сентября 2016
18 апреля 2016
10 марта 2016
23 февраля 2016
15 февраля 2016
05 февраля 2016
21 января 2016
11 января 2016
06 января 2016
04 января 2016
23 ноября 2015
18 ноября 2015
31 октября 2015
26 октября 2015
09 сентября 2015
26 августа 2015
24 июля 2015
29 мая 2015
30 апреля 2015
24 апреля 2015
15 апреля 2015
14 апреля 2015
25 марта 2015
24 марта 2015
27 февраля 2015
25 февраля 2015
18 февраля 2015
09 февраля 2015
26 января 2015
20 января 2015
25 декабря 2014
11 декабря 2014
09 декабря 2014
01 декабря 2014
17 ноября 2014
06 ноября 2014
30 октября 2014
15 октября 2014
11 сентября 2014
08 сентября 2014
05 сентября 2014
04 сентября 2014
22 августа 2014
21 августа 2014
13 августа 2014
12 августа 2014
08 августа 2014
12 июня 2014
14 апреля 2014
11 ноября 2011