Все проекты
Общину поддержали 29731 раз

Наследство Мандельштама

В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме в Большом выставочном зале открылась выставка «Как плугом океан деля...».

Выставка приурочена к 125-летию Осипа Мандельштама, проходит в рамках Петербургской биеннале музейного дизайна и продлится до 20 октября.

Выставка к 125-летию Мандельштама открылась в Музее Ахматовой

2016 год начался в музее Мандельштамом – ведь день рождения поэта в январе. Музей создал и представил видеопроект «Ненарушаемая связь». Идея была проста – попросить самых разных людей из городов, связанных с Мандельштамом, почитать его стихи и рассказать о своем опыте переживания его поэзии. А в основной экспозиции Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме в «комнате 1940 года» - той самой, где Ахматова начинала создавать «Поэму без героя», открылась в те январские дни выставка «Шум времени».

И вот уходит год 125-летия Мандельштама, и завершается он тоже мандельштамовской выставкой. Художником экспозиции стал Эмиль Капелюш – лауреат «Золотого софита» и «Золотой маски», оформивший больше 250 спектаклей в России, США, Великобритании, Германии, Южной Корее, Китае.

Эта выставка – не жизнеописание, хотя здесь вы увидите фотографии Мандельштама – ребенка на фоне кораблика, хотя здесь снова, как и на январской выставке «Шум времени» представлено старинное дубовое кресло в русском стиле эпохи Александра Третьего. Кресло, ныне хранящееся в фондах Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, некогда принадлежало семье Мандельштамов.

Выставка к 125-летию Мандельштама открылась в Музее Ахматовой

Именно об этом кресле пишет Мандельштам в «Шуме времени». Оно стояло около книжного шкафа отца, и семилетний Осип, возможно, сидел в этом самом кресле и читал. В «Шуме времени» Мандельштам пишет: «Книжный шкап раннего детства - спутник человека на всю жизнь. Расположение его полок, подбор книг, цвет корешков воспринимаются как цвет, высота, расположение самой мировой литературы. Да, уж тем книгам, что не стояли в первом книжном шкапу, никогда не протиснуться в мировую литературу, как в мирозданье».

«Как плугом океан деля...» – это строка Мандельштама из стихотворения 1918 года «Сумерки свободы»: «В ком сердце есть – тот должен слышать, время, Как твой корабль ко дну идет».

Корабль и стал главным образом экспозиции. «Список кораблей» – кто из нас не помнит этого... Эмиль Капелюш говорит, что и стихи Мандельштама – как корабли, которые на долгое время исчезли за горизонтом, а потом вернулись, словно из далекого плавания, а фактически – из небытия.

Выставка придумана как обозначение самого важного в мироощущении поэта, главных образов и символов его поэтики. Античные образы, тема античности появляются в первом сборнике стихов Мандельштама – «Камень» (1913 год). Вот она здесь, в выставочной витрине – эта пожелтевшая книга. Мандельштам в ссылке в Воронеже в 1934-1937 годах ходил в местный художественный музей, в античные залы – там экспонировали коллекцию Дерптского университета...А вот фотография воронежской улицы-ямы. Вот рисунок Сергея Рудакова – воронежская больница. Где Эллада, где Троя и Елена и где ссылка, несвобода, Гулаг, смерть на Второй речке в лагерной больнице, фото которой тоже здесь...

Нина Ивановна Попова, директор музея анны Ахматовой в Фонтанном Доме, на открытии выставки вспомнила, как в начале года была в Воронеже вместе с филологами, исследователями Мандельштама. Как пришли к улице-яме и к дому, где живет пять-шесть квартиросъемщиков. И как эти люди, живущие там, закричали на пришедших, чтобы убирались отсюда и не мешали жить...

Нина Ивановна читала на открытии:

Когда Психея-жизнь спускается к теням
В полупрозрачный лес вослед за Персефоной,
Слепая ласточка бросается к ногам
С стигийской нежностью и веткою зеленой.

И говорила о ласточке – посреднице между земной и вечной жизнью, ласточке – душе, ласточке – культуре и поэзии.

Ласточек и корабли для выставки рисовали петербургские дети из разных художественных студий, в том числе при еврейском детском садике Адаин Ло.

Выставка к 125-летию Мандельштама открылась в Музее Ахматовой

Эти детские работы помещены в зале вместе с деревянными суровыми скульптурами Эмиля Капелюша, подлинными документами – автографами поэта, фотографиями, рукописями из фондов музея.

Выставка к 125-летию Мандельштама открылась в Музее Ахматовой

В Белом зале звучат стихи – наденьте наушники, слушайте. Звучат голоса самого Мандельштама, историка и публициста Якова Гордина, актрисы Марины Солопченко, руководителя «Интерьерного театра» Николая Беляка и детские голоса.

Само пространство Большого зала музея Эмиль Капелюш преобразил, наполнив его морем, мерцанием и переливами воздуха и воды – за счет деревянных мачт, суровых нитей и тканей, узнаваемых символов парусов и волн, бескрайнего пространства, вольного, но разделенного – рвано и резко – на две неравные части темной стеной. На одной стороне стены – эти самые наушники, из которых льются стихи. На другой – фотографии и документы о том, как к поэту шла гибель.

Еще один артефакт выставки – завещание Надежды Мандельштам, написанное в Москве 30 июня 1967 года: «Умоляю извлечь из этого наследства максимум радости».

Фото автора с открытия выставки

Галина Артеменко


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину