Все проекты
Общину поддержали 36435 раз

Меджибожский Пурим

Историю самого малоизвестного «Малого Пурима» рассказывает д-р Валерий Дымшиц

Валерий Дымшиц история малоизвестного ПуримаНа фото: Меджибожский замок

В Пурим, как известно, еврею рекомендуется напиться так, чтобы «не отличать благословений Мордехаю от проклятий Аману».

Пурим – это история избавления, когда жизнь евреев (всех евреев, потому что тогда все евреи были поданными персидского царя) висела на волоске.

К сожалению, истории, когда погибель угрожала – пусть не всему еврейскому народу, но какой-нибудь одной общине, – случались слишком часто. Как сказано в Пасхальной Агаде (а Пурим и Песах тесно связаны): «Не один только фараон хотел погубить нас, в каждом поколении встают желающие нас погубить, но Святой, благословен Он, спасает нас от руки их». Иногда (увы, только иногда!) от внезапной напасти приходило столь же внезапное избавление, и в память об этом назначали специальный местный праздник, «малый Пурим».

Всего в истории известно несколько десятков таких «малых» Пуримов: более или менее известных, установленных для целой страны или только одного города, средневековых и появившихся уже в ХХ веке. Вот история одного из самых необычных и безвестных из них. Она была записана участником экспедиции Ан-ского Авромом Рехтманом в 1913 году в подольском местечке Меджибож, прославленным тем, что в нем жил, умер и был похоронен основатель хасидизма ребе Исроэл Бал Шем Тов. Рехтман в своей книге «Еврейская этнография и фольклор» пишет вот что:

Велвел, меламед местной талмуд-торы, который сопровождал нас на кладбище, показал нам могилу Мордехая и Эстер, мужа и жены, которые, рискуя своей жизнью, как о том рассказывается в «Мегилас Межбуж» (Меджибожский Свиток), спасли город от вражеского нашествия во времена Хмельнитчины…

«Межбужский Пурим» отмечали так: на исходе 10 тейвеса, перед наступлением этого Пурима, после поста евреи собирались на старом кладбище около двух каменных надгробий, которые стояли, притулившись друг к другу. На одном из надгробий было высечено имя «Мордехай», на другом – «Эстер».

Там… читали вслух «Мегилас Межбуж», в которой пространно повествовалось о том, как эти Мордехай и Эстер спасли свою общину от гибели. Вот примерное содержание этой Мегилы.

Жили-были бедный портной Мордехай и его жена Эстер, которая помогала ему в его ремесле. Случилось так, что к Межбужу подступили гайдамаки, и все евреи заперлись в большой синагоге, которая была построена как крепость. Тогда Мордехай и Эстер тайком выбрались из синагоги, решив вместе рискнуть жизнью. Им пришло в голову хитростью спасти родной город. И вот что они сделали.

Мордехай и Эстер взяли каждый по большому барабану и встали с ними у городских ворот, а когда увидели, что разбойничий отряд приблизился и вот-вот войдет в город, вместе ударили что есть силы в барабаны и одновременно загремели, зашумели, закричали во все горло, будто за воротами стоит целый полк солдат.

И им повезло: заслышав шум, гайдамаки решили, что против них готов выступить большой вооруженный отряд и ударились в бегство.

Не вполне ясно, о каких событиях идет речь в этом предании. Как известно, во время Хмельнитчины (1648 г.) казацкое войско взяло Меджибож и уничтожило живших в нем евреев и поляков. Гайдамаки свирепствовали и столетием позже, в XVIII в. Сами герои предания очень похожи на храброго портняжку из сказок братьев Гримм. Да и гайдамаки, испугавшиеся портного и его жены с барабанами, выглядят как-то неубедительно. Вся история, как это характерно для Пурима, то ли комическая, то ли героическая, и нам трудно определиться с тем, как ее следует понимать.

Я думаю, что в данном случае не историческое событие, само по себе малоправдоподобное, породило предание и обряд, а наоборот, сами соседствующие надгробия с именами библейских героев пробудили народную фантазию.

Мы не можем сомневаться в свидетельстве фольклориста, видевшего надгробия и записавшего обряд, но в самом предании мы не в состоянии отличить историческую правду от вымысла, народную память от народной фантазии. Так, размышляя над этой историей, мы выполняем пуримскую заповедь «Чтобы не отличать».

Д-р Валерий Дымшиц


Вконтакте

АНОНСЫ

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину