12.09.2014
Владимиру Спивакову – 70!
Владимиру Спивакову – 70!
Не каждый скрипач становится боксером, чтобы защитить от хулиганов себя и любимую скрипку…
Сегодня, 12 сентября, исполняется 70 лет Владимиру Спивакову. Его жизнь тесно связана с нашим городом: он учился в музыкальной школе при Ленинградской консерватории. В честь юбилея публикуем подборку любопытных фактов о великом скрипаче.
- Владимир Теодорович Спиваков родился в еврейской семье в городе Черниковск Башкирской АССР. Его мать, выпускница Ленинградской консерватории Екатерина Осиповна Вайнтрауб была пианисткой. Родители ее погибли в гетто во время оккупации Одессы. Отец музыканта, Теодор Владимирович Спиваков, был инженером-технологом.
- Владимир Теодорович имеет 2-й разряд по боксу. В одном из интервью он рассказывает:
«В детстве я занимался боксом, а толчком к этому послужило желание постоять за себя: когда мы учились в ленинградской школе-десятилетке, нас, еврейских мальчишек, постоянно лупила компания хулиганов, собиравшаяся обычно на углу возле школы. Скрипки разбивались в щепки. Естественно, в один прекрасный день мне это надоело — так я попал в секцию бокса. Через три месяца, когда мы снова лицом к лицу столкнулись с вражеской компанией, я аккуратно положил свою скрипочку на землю и первый раз в жизни ответил, наконец, так, как следовало. Это умение в дальнейшем не раз мне помогло».
- Парадоксально, но в 1977 году, во время гастролей в США, Спивакову довелось пострадать от… Лиги защиты евреев! Довлатов в книге «Соло на ундервуде» описывает этот эпизод так:
«Спивакова долго ущемляли в качестве еврея. Красивая фамилия не спасала его от антисемитизма. Ему не давали звания. С трудом выпускали на гастроли. Доставляли ему всяческие неприятности.
Наконец Спиваков добился гастрольной поездки в Америку. Прилетел в Нью-Йорк. Приехал в Карнеги-Холл.
У входа стояли ребята из Лиги защиты евреев. Над их головами висел транспарант:
„Агент КГБ — убирайся вон!“
И еще:
„Все на борьбу за права советских евреев!“
Начался концерт. В музыканта полетели банки с краской. Его сорочка была в алых пятнах. Спиваков мужественно играл до конца. Ночью он позвонил Соломону Волкову. Волков говорит:
– Может после всего этого тебе дадут „Заслуженного артиста“?
Спиваков ответил:
– Пусть дадут хотя бы „Заслуженного мастера спорта“».
- До 1997 года Владимир Спиваков играл на скрипке работы мастера Франческо Гобетти, подаренной ему профессором Янкелевичем. Музыкант сетовал, что у него никогда не будет два с половиной миллиона долларов на скрипку Страдивари. Но жена Сати и импрессарио Мишель Глотц сделали ему сюрприз – нашли меценатов. Драгоценный инструмент Страдивари передали Спивакову в пожизненное пользование. Сати Спивакова рассказывает:
«Я помню ту сцену, когда Эдик привез к нам домой эту скрипку. Володя занимался на своей Гобетти. Странное ощущение — он играл на ней не отрываясь, как бы прощаясь, все время оборачиваясь, не звонят ли в дверь. Я стояла на балконе и увидела такси, откуда вышел Эдуард со скрипкой. Раздался звонок, Володя положил Гобетти на стол, встретил Эдика и взял Страдивари. Начал ее обыгрывать, — это была любовь с первого взгляда. А у Гобетти был такой потерянный вид, как у брошенной старой женщины, которой предпочли молодую красотку. Гобетти так и лежала, обсыпанная чуть-чуть канифольной пылью, как пеплом. Я смотрела и думала: теперь она отдохнет. Надо сказать, что Володя ни разу к ней больше не притронулся».
По словам жены Спивакова, музыкант считает, что если в его отсутствие кто-то прикоснется к его скрипке, в ней нарушится молекулярный состав. Поэтому ее никто и никогда не трогает.
- Именем Спивакова названа одна из малых планет – это подарок к 50-летию музыканта от российского центра космических исследований.
- Владимир Спиваков знает идиш. А, кроме того, владеет английским, французским, испанским и немецким языками.
- В 2014 году вышла книга Соломона Волкова «Диалоги со Спиваковым». Соломон Моисеевич Волков – советский и американский музыковед, который пишет свои книги в форме диалогов. Ему принадлежат труды о Шостаковиче, «Диалоги с Иосифом Бродским», книги разговоров с балетмейстером Джорджем Баланчиным и скрипачом Натаном Мильштейном. Книга о Спивакове выстроена в форме задушевного диалога двух друзей, а по структуре напоминает план музыкального произведения: ее главы называются «Увертюра» (посвящена детству и юности музыканта), «Allegro vivace», «Allegro maestoso», «Andante aumentato» и «Фуга».
По материалам порталов vladimirspivakov.ru, mmorpgbb.ru, peremeny.ru
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2