15.08.2014
Йозеф Шмидт. Триумф и трагедия буковинского Орфея
Йозеф Шмидт. Триумф и трагедия буковинского Орфея
Исследователь творчества гениального и почти забытого певца Йозефа Шмидта Леонид Флейдерман (Москва) – специально для jeps.ru
В 2014 г. исполнилось 110 лет со дня рождения Йозефа Шмидта. Десять лет назад его столетие отмечалось в Берлине, Вене и в Черновцах. Какой стране принадлежит гениальный певец – это спорный вопрос. Австрия, Германия, Румыния, Украина считают его своим. А был он человеком мира, он пел для всех. Его репертуар был огромен, от Монтеверди до Рихарда Штрауса, песни, арии из опер и оперетт, молитвы. Работая на радио, Й. Шмидт пел главные партии в немецких, итальянских, французских, чешских, венгерских и русских операх.
Романс Неморино из оперы Доницетти «Любовный напиток»Но – парадоксальная ситуация – несмотря на существование на современных носителях более 200 записанных им фонограмм, художественных и документальных фильмов, четырёх книг о певце, многочисленных публикаций в Интернете, его имя мало известно даже профессионалам, уже не говоря просто о любителях музыки и рядовых слушателях. Имени Й. Шмидта нет во многих музыкальных энциклопедиях и справочниках. Однако этот певец – один из самых великих лирико-драматических теноров мира. Понять и объяснить эту ситуацию невозможно. Неужели так коротка и неблагодарна человеческая память!?
Народная итальянская песня «Тиритомба»Й. Шмидт родился в Северной Буковине в селе Давыдени под Черновцами (тогда – Австро-Венгрия, с 1918 – Румыния, в 1940 г. эта область вошла в состав СССР) в бедной еврейской семье. В 1914 году семья переехала в Черновцы, где Йозеф учился в гимназии и брал уроки вокала у одного из лучших педагогов города Ф. Лерхенфельд-Гржимали. С 12 лет он был солистом детского хора главной реформистской синагоги города. В 1925-6 гг. он совершенствовался в вокале в Берлинской Академии Музыки у знаменитого проф. Г. Вайссенборна.
Йозеф Шмидт обладал красивым, теплым и ярким голосом драматического тенора с баритональной окраской, правильно поставленным самой природой. О феномене Шмидта австрийский музыковед Г. Червенка сказал, что, когда поёт Шмидт, то вы чувствуете, как кровь пульсирует в вашем сердце.
Й. Шмидт исполняет арию Элеазара в опере Галеви «Иудейка» – на немецком, а не французском, языке!Его называли «самым музыкальным исполнителем», «лучшим моцартовским певцом». За четыре года работы на Радио-Берлин он спел главные партии в 37 постановках! Он становится любимым певцом немецкого народа. А ещё он выступает с концертами, снимается в фильмах, записывает грампластинки.
Й. Шмидт исполняет песню «Heut ist der schönste Tag in meinem Leben» «Самый прекрасный день в моей жизни») из одноимённого фильма (Австрия, 1936 г.)Толстяк в соломенной шляпе – Отто Валлбург. Через несколько лет, в 1944 г., актер погиб в Освенциме. Это последний фильм Й. Шмидта, действие которого происходит в Вене. В этих кадрах они едут по знаменитому Пратер парку и говорят о том, какой сегодня прекрасный день.
Й. Шмидт – кумир Голландии: «Когда Й. Шмидт поёт, кинотеатры пустеют» (из голландской прессы).
В июле 1936 г. Нидерландское радио организует концерт на поляне в Биркховене (25 км от Амстердама). Более 100 000 слушателей устремились туда, чтобы увидеть и услышать любимого певца.
![]() |
В середине 30-х годов Йозеф Шмидт дал огромное количество концертов в разных странах Европы. В апреле 1934 г. он совершил поездку в Эрец-Исраель. Билеты в Тель-Авиве, Ришон-ле-Ционе, Хайфе и Иерусалиме сразу же были проданы. В Тель-Авиве певец даёт четыре концерта вместо запланированного одного. И всё равно не все желающие смогли достать билеты.
![]() |
Кроме этого, Йозеф Шмидт записал на специальные пластинки для синагог годовой цикл молитв. Это более 100 фонограмм. Практически все они были уничтожены нацистами. Сохранилось только 9 записей.
Молитва «Ки леках тов» («Потому что Я дал верное учение»). На иврите. Записана в 1934 г. в Эрец Исраэль.Дважды в 1937 г. Й. Шмидт посетил с концертами США (6 концертов в Карнеги-холл, концерты в разных штатах страны). Он также побывал в Мексике и на Кубе. Везде ошеломляющий успех. После прихода фашистов к власти Й. Шмидту, как еврею, запрещают работать в Германии, и он переезжает в Вену. После включения Австрии в состав Германии он перебирается в Брюссель, где сбывается его мечта – петь на сцене. Й. Шмидта приглашают солистом в Брюссельскую оперу Ла Моннэ. Ранее из-за маленького роста (150 см) ему везде отказывали, но теперь он так знаменит, что публика желает слушать и видеть его на сцене.
К сожалению, работа в театре была недолгой. Началась война. Й. Шмидт перебирается на юг Франции. Последний концерт Й. Шмидт даёт в Монт-Дор в августе 1942 г. Концерт в пользу беженцев, таких же, как и он сам. И, хотя певец находился в крайней нужде, он отказался от предложенного ему гонорара.
В сентябре 1942 г. ему удаётся бежать в Швейцарию. Измученный скитаниями и совершенно больной Й. Шмидт добирается до Цюриха, где вскоре его, как нелегала, арестовывают и отправляют в лагерь для интернированных в посёлок Гиренбад. Не получая должной медицинской помощи, Й. Шмидт умирает от сердечного приступа 16 ноября 1942 г. На следующий день приходит приглашение на работу в театр г. Винтертур, что давало право легализации. Певца похоронили на еврейском кладбище во Фризенберге (3-й район Цюриха).
♦ ♦ ♦
Вот отзывы тех, кто познакомился с творчеством певца на моих видеопрограммах цикла «Возвращение Йозефа Шмидта».
«Меня “встреча” с Й. Шмидтом совершенно потрясла. Его искусство пения выходит за границы всех моих представлений о вокале. Он не сравним ни с кем. Он настолько больше, что не стоит заниматься сравнениями. Он стоит на другом постаменте и ни с кем не состязается. В нём масса доброты и душевной теплоты, он не самоутверждается, а просто, как соловей, делает своё дело».Композитор, дирижёр, лютнист Шандор Каллош.
♦ ♦ ♦
«Спасибо за прекрасные минуты звучания восхитительного голоса Й. Шмидта, которого я слышу впервые и с восторгом говорю – это божественный голос, удивительная манера пения, бесподобный летящий звук, уносящий в бескрайний полёт чувств, эмоций, переживаний и восхищения от сознания, что этот певец оставил миру частицу своего творчества. Это великое культурное достояние мирового наследия.»
Заслуженный работник культуры РФ С.А. Чепурнова
♦ ♦ ♦
«Йозеф Шмидт – это не просто великолепный, уникальный певец; это – нечто высшего порядка, то, что до конца понять просто невозможно. Ибо это магия, космос и человек в огромном мире. Йозеф – источник доброты, человечности. И неопровержимое доказательство того, что для музыки нет границ. Он Орфей ХХ века, ''века-волкодава'' с глубоко трагической судьбой»
Врач В.В. Костелецкий (г. Черновцы, сентябрь 2012)
♦ ♦ ♦
Еще несколько записей Йозефа Шмидта.
Дж. Россини. «Тарантелла»Дж. Верди, песенка герцога из оперы «Риголетто», 1937, концерт в Карнеги-Холл (США)Об авторе:
Леонид Ильич Флейдерман – кандидат химических наук. Живет и работает в Москве. Музыка является большим увлечением всей его жизни. С 2003 г. занимается исследованием творчества одного из величайших певцов ХХ века, Й. Шмидта. Им были собраны все основные фонограммы певца, статьи и книги, свидетельства людей, слышавших Й. Шмидта, а также видеозаписи художественных фильмов 30-х годов с участием певца и документальные фильмы о нём. Итогом этой большой работы стало создание уникального цикла аудио-видео программ «Возвращение Йозефа Шмидта».
Эти программы с большим успехом были показаны в Москве, Вильнюсе, Друскининкайе, Киеве, Иерусалиме, Нетании, Берлине, Амстердаме, Вене и Черновцах. Главная цель этих программ – вернуть интерес к имени великого певца.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2