12.05.2014
Рома Либеров снимет фильм о Мандельштаме
Рома Либеров снимет фильм о Мандельштаме
Съемки ряда эпизодов пройдут в Большой Хоральной Синагоге Петербурга
Московский режиссер Рома Либеров и его «творческая ячейка» приступают к созданию фильма об Осипе Мандельштаме. Это не первая картина такого рода — режиссер уже создал пять фильмов о писателях в стиле «смешанной техники»: о Юрии Олеше, Иосифе Бродском, Георгии Владимове, Сергее Довлатове, последняя картина была посвящена Илье Ильфу и Евгению Петрову.
Работа над фильмом только-только началась, но название уже известно — «Сохрани мою речь навсегда», по первой строке известного молитвенного стихотворения Мандельштама. «Неровно, суетливо живший и погибший в лагерном бараке, этот крупнейший поэт 20-го века оставил незыблемые стихи, чудом сохраненные его выжившей женой и подругой», — объясняет смысл названия режиссер.
Фильмы Либерова (или «сочинения», как говорит сам режиссер) — не игровые, они создаются с помощью самых разных средств выразительности: тут и мультипликация, и компьютерная графика, и живая музыка в исполнении известных музыкантов, а в картине о Мандельштаме добавится еще и кукольный театр, граффити, коллажи. Тем не менее, для достоверности и создания нужной атмосферы важны и съемки «вживую».
Рома Либеров поделился с нами небольшим секретом — некоторые эпизоды картины он планирует отснять в Большой Хоральной Синагоге Петербурга.
Каких именно эпизодов? «Перечитайте ’’Шум времени’’ и поймете, — советует режиссер. — Скажу лишь одно — для съемок нам нужен какой-нибудь религиозный обряд».
Рома Либеров считает, что без съемок в Синагоге тему, как говорится, не раскрыть:
«Мандельштам родился в иудейской семье в Варшаве. Малышом его возили чуть ли не на открытие петербургской Синагоги. Бывал он там и в более позднее время. Возвращался ’’в тяжелом чаду’’ от всей этой кучности, от этого гевалта. Называл это ’’Хаосом иудейским’’. Тем не менее, иудаизм оставался с ним всегда. Тема иудаизма и символов, связанных с иудаизмом, играли большую роль в его поэзии».
Помимо Петербурга, съемки фильма будут проходить в ряде городов мира, сыгравших ключевую роль в судьбе Мандельштама: Москве, Воронеже, Париже, Ереване, Берлине, Риме, Флоренции, Афинах, Венеции и др.
Творческая команда Либерова собирает средства на свои фильмы самостоятельно, в том числе с помощью краудфандинга (финансирование вскладчину, с помощью большого круга людей). Сбор средств на создание фильма о Мандельштаме проходит на краудфандинговой Интернет-платформе Planeta.ru и должен завершиться к 1 июня.
ЦИТАТА
«Раз или два в жизни меня возили в синагогу, как в концерт, с долгими сборами, чуть ли не покупая билеты у барышников; и от того, что я видел
и слышал, я возвращался в тяжелом чаду. Синагога с коническими своими шапками и луковичными сферами, как пышная чужая смоковница, теряется среди убогих строений. Бархатные береты с помпонами, изнуренные служки и певчие, гроздья семисвечников, высокие бархатные камилавки. Еврейский корабль, с звонкими альтовыми хорами, с потрясающими детскими голосами, плывет на всех парусах, расколотый какой-то древней бурей на мужскую и женскую половину. Заблудившись на женских хорах, я пробирался, как тать, прячась за стропилами. Кантор, как силач Самсон, рушил львиное здание, ему отвечали бархатные камилавки, и дивное равновесие гласных и согласных, в четко произносимых словах, сообщало несокрушимую силу песнопениям. Но какое оскорбление — скверная, хотя и грамотная речь раввина, какая пошлость, когда он произносит „государь император“, какая пошлость все, что он говорит! И вдруг два господина в цилиндрах, прекрасно одетые, лоснящиеся богатством, с изящными движениями светских людей, прикасаются к тяжелой книге, выходят из круга, и за всех, по доверенности, по поручению всех, совершают что-то почетное и самое главное. Кто это? — Барон Гинзбург. — А это? — Варшавский».
Осип Мандельштам. «Шум времени», из главы «Хаос иудейский».
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2