23 октября 2017 / 3 хешвана 5778

11.03.2015

От Сараевской до Ленинградской

Пасхальная Агада традиция иллюстрироватьА. Зинштейн. «За столом сидят»

Традиция иллюстрировать пасхальную Агаду уходит корнями в глубокую старину. Рассказывает петербургский художник, знаток еврейского изобразительного искусства Айзик Рохлин.

– Агада – одна из книг, которую было принято богато иллюстрировать. Полагаю, что это связано с заповедью «И расскажи сыну своему». Ребенку нужно было доступно и занимательно рассказать об Исходе. А что может быть лучше, чем иллюстрация, которая объясняет смысл сложного текста доступным ребенку языком, подобно живописному мидрашу. Кроме того, на седере, который проводится поздно вечером, важно не дать ребенку заскучать и заснуть. Картинки – это прекрасный способ удержать внимание ребенка.

Самые ранние из дошедших до нас иллюстрированных Агадот датируются 13 веком. Они записаны и нарисованы на кляфе – пергамене, специально обработанной коже кашерного животного. Разумеется, от руки.

Пасхальная Агада традиция иллюстрироватьПасхальная Агада традиция иллюстрировать

Знаменитая Сараевская Агада была создана в 14 веке. Она иллюстрирована сюжетами из книги Берешит; есть и чисто бытовые изображения – например, рав рассказывает собравшимся, как готовиться к Песаху.

Пасхальная Агада традиция иллюстрироватьОчень интересна так называемая «Птичья Агада», созданная на рубеже 13 и 14 веков. Загадкой остается причина, по которой на иллюстрациях изображены евреи с птичьими головами. Например, люди с птичьими головами пекут мацу. Люди-птицы собирают ман. Моше получает Тору и отдает ее людям с птичьими головами. Любопытно, что в Агаде большинство из этих сюжетов не упомянуты. Изображения в Агаде не иллюстрируют изложенные в ней события, а расширяют пространство Агады, раскрывают стоящее за текстом содержание, работают как изобразительный Мидраш. Например, среди иллюстраций к различным Агадот – изображения, посвященные Сотворению Мира, дарованию Торы, переходу Йеошуа через Иордан…

Пасхальная Агада традиция иллюстрироватьЛюбопытно наблюдать, как, в зависимости от времени и места, в иллюстрациях к Агаде варьируются одежды героев, форма бокала для Кидуша… Нередко в изображении сцен прошлого герои одеты в современные одежды. Так, в немецких Агадот 13 – 14 века появляются островерхие колпаки, которые в ту эпоху предписывалось носить евреям.

Пасхальная Агада традиция иллюстрироватьВторая нюренбергская Агада.
Южная Германия, середина 15 в.

После изобретения книгопечатания появляются печатные иллюстрированные агадот. Особенно много их появлялось в Голландии и Италии, где евреи не были ущемлены в правах. Важным изобразительным мотивом становятся «Четыре сына», при этом «плохиш» (сын-злодей) одет, как правило, в военную форму той страны, где выпущена Агада. Это сродни пуримской традиции, когда Амана изображают в виде здоровенного дядьки в форме полиции или армии.

Перепрыгнем сразу несколько веков. В 20-х годах 20 в. появляются замечательные иллюстрации Лисицкого к пасхальной агаде, исполненные в духе конструктивизма, супрематизма, кубизма, в общем, модернизма начала 20-го века.

В 1998 году мы провели в Иерусалиме семинар с участием художников из России, Украины, Белоруссии, и ученых из академии Бецалеля. Сначала мы изучали «теорию вопроса», а затем каждый художник тянул жребий с тем или иным фрагментом Агады, и делал к этому фрагменту иллюстрации. Получилась иллюстрированная Агада, стилистически «разношерстная», но очень интересная.

Пасхальная Агада традиция иллюстрироватьКонечно же, нельзя не вспомнить известную «Ленинградскую Агаду». Это был проект Ильи Дворкина, работа над которым началась до перестройки – в 1986 году. Иллюстрациями «Ленинградской агады» стали работы детей, которые учились в подпольных квартирных школах. Вернее, учились взрослые, а чтобы дети в это время не скучали, для них начали проводиться уроки, сочетающие изучение еврейской традиции и рисование.

Можно сказать, что брошюра, изданная в этом году петербургской Синагогой, также находится в русле этой давней и уважаемой традиции – иллюстрировать пасхальную Агаду.

Р. Лотош. «Портрет отца»
Амстердамская Агада. 1712 г.
Агада Эрны Микаэль, Средний Рейн. 1400 г.
Иллюстрации Лисицкого к пасхальной агаде
Иллюстрации Лисицкого к пасхальной агаде


Вконтакте
Facebook

Все
В Петербурге
В мире
20 октября 2017
20 октября 2017
19 октября 2017
20 сентября 2017
19 сентября 2017
14 сентября 2017
18 августа 2017
10 апреля 2017
07 апреля 2017
06 апреля 2017
24 февраля 2017
23 февраля 2017
15 февраля 2017
25 декабря 2016
21 декабря 2016
16 декабря 2016
04 ноября 2016
27 сентября 2016
23 сентября 2016
18 апреля 2016
10 марта 2016
23 февраля 2016
15 февраля 2016
05 февраля 2016
21 января 2016
11 января 2016
06 января 2016
04 января 2016
23 ноября 2015
18 ноября 2015
31 октября 2015
26 октября 2015
09 сентября 2015
26 августа 2015
24 июля 2015
29 мая 2015
30 апреля 2015
24 апреля 2015
15 апреля 2015
14 апреля 2015
25 марта 2015
24 марта 2015
27 февраля 2015
25 февраля 2015
18 февраля 2015
09 февраля 2015
26 января 2015
20 января 2015
25 декабря 2014
11 декабря 2014
09 декабря 2014
01 декабря 2014
17 ноября 2014
06 ноября 2014
30 октября 2014
15 октября 2014
11 сентября 2014
08 сентября 2014
05 сентября 2014
04 сентября 2014
22 августа 2014
21 августа 2014
13 августа 2014
12 августа 2014
08 августа 2014
12 июня 2014
14 апреля 2014
11 ноября 2011