11.03.2015
От Сараевской до Ленинградской
От Сараевской до Ленинградской
А. Зинштейн. «За столом сидят» |
Традиция иллюстрировать пасхальную Агаду уходит корнями в глубокую старину. Рассказывает петербургский художник, знаток еврейского изобразительного искусства Айзик Рохлин.
– Агада – одна из книг, которую было принято богато иллюстрировать. Полагаю, что это связано с заповедью «И расскажи сыну своему». Ребенку нужно было доступно и занимательно рассказать об Исходе. А что может быть лучше, чем иллюстрация, которая объясняет смысл сложного текста доступным ребенку языком, подобно живописному мидрашу. Кроме того, на седере, который проводится поздно вечером, важно не дать ребенку заскучать и заснуть. Картинки – это прекрасный способ удержать внимание ребенка.
Самые ранние из дошедших до нас иллюстрированных Агадот датируются 13 веком. Они записаны и нарисованы на кляфе – пергамене, специально обработанной коже кашерного животного. Разумеется, от руки.
Знаменитая Сараевская Агада была создана в 14 веке. Она иллюстрирована сюжетами из книги Берешит; есть и чисто бытовые изображения – например, рав рассказывает собравшимся, как готовиться к Песаху.
Очень интересна так называемая «Птичья Агада», созданная на рубеже 13 и 14 веков. Загадкой остается причина, по которой на иллюстрациях изображены евреи с птичьими головами. Например, люди с птичьими головами пекут мацу. Люди-птицы собирают ман. Моше получает Тору и отдает ее людям с птичьими головами. Любопытно, что в Агаде большинство из этих сюжетов не упомянуты. Изображения в Агаде не иллюстрируют изложенные в ней события, а расширяют пространство Агады, раскрывают стоящее за текстом содержание, работают как изобразительный Мидраш. Например, среди иллюстраций к различным Агадот – изображения, посвященные Сотворению Мира, дарованию Торы, переходу Йеошуа через Иордан…
Любопытно наблюдать, как, в зависимости от времени и места, в иллюстрациях к Агаде варьируются одежды героев, форма бокала для Кидуша… Нередко в изображении сцен прошлого герои одеты в современные одежды. Так, в немецких Агадот 13 – 14 века появляются островерхие колпаки, которые в ту эпоху предписывалось носить евреям.
Вторая нюренбергская Агада. Южная Германия, середина 15 в. |
После изобретения книгопечатания появляются печатные иллюстрированные агадот. Особенно много их появлялось в Голландии и Италии, где евреи не были ущемлены в правах. Важным изобразительным мотивом становятся «Четыре сына», при этом «плохиш» (сын-злодей) одет, как правило, в военную форму той страны, где выпущена Агада. Это сродни пуримской традиции, когда Амана изображают в виде здоровенного дядьки в форме полиции или армии.
Перепрыгнем сразу несколько веков. В 20-х годах 20 в. появляются замечательные иллюстрации Лисицкого к пасхальной агаде, исполненные в духе конструктивизма, супрематизма, кубизма, в общем, модернизма начала 20-го века.
В 1998 году мы провели в Иерусалиме семинар с участием художников из России, Украины, Белоруссии, и ученых из академии Бецалеля. Сначала мы изучали «теорию вопроса», а затем каждый художник тянул жребий с тем или иным фрагментом Агады, и делал к этому фрагменту иллюстрации. Получилась иллюстрированная Агада, стилистически «разношерстная», но очень интересная.
Конечно же, нельзя не вспомнить известную «Ленинградскую Агаду». Это был проект Ильи Дворкина, работа над которым началась до перестройки – в 1986 году. Иллюстрациями «Ленинградской агады» стали работы детей, которые учились в подпольных квартирных школах. Вернее, учились взрослые, а чтобы дети в это время не скучали, для них начали проводиться уроки, сочетающие изучение еврейской традиции и рисование.
Можно сказать, что брошюра, изданная в этом году петербургской Синагогой, также находится в русле этой давней и уважаемой традиции – иллюстрировать пасхальную Агаду.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2