Все проекты
Общину поддержали 29716 раз

Остап Бендер, старший брат Воланда

Остап Бендер, старший брат Воланда

О демонических чертах в образе «великого комбинатора»

остап бендерОстап Бендер – один из самых несчастливых героев русской литературы. С одной стороны, нам не приходится его открывать заново, как многих запрещенных героев. Но это же и сыграло с Бендером злую шутку. Задуманный авторами, особенно во второй части, как фигура демоническая, он дошел до нас с «понижением» в ранге, превращенный в мелкого афериста с хорошим чувством юмора.

Давайте вспомним две самых известных экранизации Бендера. Ведь его образ во многом сформирован именно ими.

остап бендер. арчил гомиашвилиВ «Двенадцати стульях» Леонида Гайдая (1971 год) Остап предстает в виде черноморского жулика в исполнении Арчила Гомиашвили

остап бендер. андрей мироновВ мини-сериале Марка Захарова (1976) Бендер Андрея Миронова изображен этаким Беней Криком. Марк Захаров и не пытается затушевать происхождение героя – там есть даже подобие еврейского танца

остап бендер. сергей юрскийИ только один фильм выбивается из этой канвы, приближаясь к авторской задумке. Михаил Швейцер экранизировал не «Двенадцать стульев», а «Золотого теленка» (1968). И сделал это в мрачной черно-белой гамме. Да и сам герой Сергея Юрского не очень то похож на того, каким мы привыкли видеть Бендера. Это холодный философ, со стороны наблюдающий за происходящим

Дальние родственники

Для того, что бы понять, кто такой Бендер, надо вспомнить атмосферу, в которой рождалась книга. Молодые советские писатели в массовом порядке призывали в Москву дьявола. И дьявол этот выглядел респектабельным гражданином. Первым, кто встал на этот опасный путь, был Илья Эренбург. Его «Необычайные похождения Хулио Хуренито» – книга уникальная. После войны японцы допытывались у Эренбурга, как это он мог заранее знать о ядерных бомбардировках Японии. А ведь, кроме того, там очень много страшных пророчеств. Например, о массовом истреблении евреев.

Эренбург и задал ту ролевую модель, по которой в дальнейшем действовали Булгаков и Ильф и Петров. Дьявол прибывает в Россию и формирует вокруг себя свиту. Но Хуренито и Воланд были слишком однозначны, их авторы не скрывали, что за маской человека прячется нечто другое. Поэтому и Хуренито, и Воланда советская власть сумела на долгое время скрыть от читателей. С Бендером этого не произошло. Почему? Как и многие великие литературные персонажи, Бендер был многогранен. В нем есть высокая «демоническая» сторона и низкая «плутовская». Советская критика купилась на этот прием. Ведь серьезных исследований творчества писателей не проводилось. Мантры о том, что герой бичует пороки общества, было достаточно. Так дьявол был превращен в жулика.

Сын сиониста

Вероятно, сами писатели изначально задумывали Бендера как персонажа плутовского стиля. И взяли для основы типажи, хорошо знакомые им по детству и юности в Одессе. Кроме вполне очевидной еврейской фамилии героя, называется даже его реальный прототип – Остап (Осип Беньяминович) Шор, мошенник и инспектор уголовного розыска. Таковы и две ипостаси Бендера: в «Двенадцати стульях» он предстает как человек, способный украсть чайное ситечко, в «Золотом теленке» – проводит серьезное, почти детективное расследование в поисках Корейко.

Свою национальность Бендер не скрывает; правда, дает о ней понять в завуалированной форме.

«Мой папа был турецко-поданным», – рассказывает о себе Бендер. И представляет его в «Двенадцати стульях» как Остап-Сулейман-Берта Мария-Бендер-бей. А в «Золотом теленке» отца зовут Остап Ибрагимович. И не надо воспринимать это как очередную шутку. Вспомним для начала, что Ибрагим – это арабский вариант имени Авраам, а Сулейман – это Соломон. К такому приему прибегали советские писатели, чтобы скрыть национальность героя. Недавно мы рассказывали еще об одном завуалированном еврее – Хоттабыче. Так вот: его, если помните, заточил в кувшин Сулейман ибн Дауд (Соломон, сын Давида).

Тюркский титул или звание «бей» тоже не случайны. Есть две версии, что имеет в виду Бендер, когда рассказывает о своем турецком подданстве отца. Турецкое подданство принимали еврейские коммерсанты Одессы, чтобы их дети обошли ряд дискриминационных положений. Кроме того, турецкими поданными называли сионистов, так как Палестина была турецким владением.

Всезнающий наблюдатель

В советской и зарубежной критике образ Бендера сформирован под влиянием первого романа дилогии. Где Бендер действительно предстает босяком, наследником Бени Крика. Однако вспомним, что «Двенадцать стульев» завершается убийством героя. И в «Золотом теленке» перед нами предстает совершенно другой, переродившийся Бендер. Его не интересует мелкая нажива, а сам он уже называется «великим комбинатором», что является явным отголоском «великого провокатора» Хулио Хуренито.

«В первом романе его «демонизм» еще только начинал где-то прорезываться в недрах «плутовства». (…) Лишь в ''Золотом теленке'', и притом уже самых первых страниц, он предстает как существо иного, высшего порядка», – отмечает автор единственного фундаментального исследования двух романов Юрий Щеглов.

Среди явных признаков демонизма Бендера литературовед отмечает: внешность атлета с медальным профилем, заявление о себе как человеке идеи и принципа; герой не чужд демоническому одиночеству и томлению, проявляет благородство и великодушие к смертным. «Бендер мало чему удивляется, ибо обо всем осведомлен и на любой курьез находит еще более сногсшибательный пример из собственной практики. Бендер часто находится в состоянии ''всезнающего наблюдателя'', для которого человеческая глупость не таит никаких сюрпризов. Эта поза Бендера напоминает булгаковского Воланда, то выражение рассеянной любознательности, с которым профессор черной магии разглядывает советскую жизнь», – пишет Щеглов.

Роман Овчинников


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину