Все проекты
Общину поддержали 29701 раз

Рома Либеров: «Моя картина обречена на зрительский неуспех»

Осип Мандельштам фильм Ромы Либерова анонсФильм о Мандельштаме «Сохрани мою речь навсегда», часть эпизодов которого была отснята в петербургской Синагоге, выходит на экраны.

«Коллективный сон об Осипе Мандельштаме» – так полушутя Рома Либеров обозначает жанр своего нового фильма.

– Почему сон? – рассуждает режиссер. – Поэтому, что уже нет Мандельштама, нет Пастернака, нет Ахматовой. Нет эпохи. Все умерли. Это фильм-воспоминание, «голосов перекличка». А «коллективный» – потому, что это даже не фильм, а сочинение для кинотеатра со зрителем. Фильм-спиритический сеанс. Я словно слышу, как поэт хохочет где-то, и мне жутко. Вот я сегодня иду на закрытую премьеру фильма. Она будет на Красной площади. А вы помните эти строки? «Да, я лежу в земле, губами шевеля / Но то, что я скажу, заучит каждый школьник: / На Красной площади всего круглей земля…». Как вам совпадение?

Съемки фильма длились 2,5 года и проходили в Афинах, Париже, Риме, Берлине, Хайдельберге, Воронеже, Владивостоке, Москве, Твери, Петербурге. Авторы пытались воспроизвести всю топографию жизни Мандельштама.

Осип Мандельштам фильм Ромы Либерова анонсПри этом надо учесть, что фильм, как и другие работы Ромы Либерова, не игровой. Он создан в жанре «смешанной техники», где в ход идут всевозможные средства выразительности – мультипликация, компьютерная графика, кукольный театр, граффити, коллаж. Все что угодно, кроме «реальных» кадров (за редким исключением) и «реальной» актерской игры.

Удержаться было невозможно, и все-таки пришлось задать этот провокационный вопрос. А стоило ли ездить по городам и странам, тратить серьезный бюджет, если все это можно было просто нарисовать?

– Мы не можем сочинять кино на расстоянии, мы должны быть не снаружи, а внутри. Мы не имеем права быть скучными, потому что не был скучным сам Осип Мандельштам. Чтобы добиться разнообразия, отразить жизнь поэта, мы должны все увидеть своими глазами. Так, мы делали съемки в университете Сорбонны, в той самой старой аудитории, в той самой библиотеке. Или вот это: «И двести дней провел в стране субботней, Которую Арменией зовут». Разумеется, один из эпизодов нужно было отснять в Армении. Или поездка в Грецию: сценарием фильма она напрямую не обусловлена, но для создания такого фильма необходимо «нарабатывание», «накапливание» мировой культуры. Ведь акмеизм – это тоска по мировой культуре.

Осип Мандельштам фильм Ромы Либерова анонсЧто происходит дальше с отснятым материалом? Кадр насыщают цветом, режут, поверх пускают мультипликацию… Все это делается для того, чтобы создать зазор между реальностью и искусством, добиться нужной степени условности, максимально уйти от документалистики.

Еще одна интересная черта. В фильме задействован сильный актерский состав: Инна Чурикова, Чулпан Хаматова, Мириам Сехон, Евгений Стеблов, в роли Мандельштама – Виктор Сухоруков. В общей сложности над воссозданием биографии поэта трудилось несколько десятков превосходных актеров. Но ни один из них не появится в кадре.

– Каждая сцена разыгрывается в полном актерском самовыражении, но для фильма из всего этого берется только звук, – рассказывает режиссер. – И это не обычная «озвучка», а нечто противоположное. Перед актерами нет изображений, они работают «вслепую». И уже потом, когда сцена отыграна, мы берем этот звук и, отталкиваясь от него, делаем монтаж.

Трудно представить себе степень самоотдачи, когда актер знает, что его лицо не появится на экране, но должен полностью, до малейших деталей, вжиться в роль! Зато здесь есть другая сторона: внешность актера перестает быть важной.

Осип Мандельштам фильм Ромы Либерова анонс– У нас Евгений Стеблов играет Пастернака. Вы, наверное, согласитесь с тем, что никакого внешнего сходства здесь нет. Выбирая актера на роль, мы ориентируемся не на внешность, не даже на голос (хороший мастер способен управлять голосом): на первый план выходит психотип, внутренняя суть, нерв и градус существования, – объясняет режиссер.

Несколько эпизодов фильма снимались в Большой Хоральной Синагоге Петербурга. Иудаизм, иудейская символика были важной частью жизни поэта. Малышом Мандельштама возили чуть ли не на открытие петербургской Синагоги.

– Нам нужны были два разных настроения. Первое – это детские впечатления поэта от Синагоги, весь этот «хаос иудейский». Второе – кадиш по умершей маме. В одном из кадров сверху дорисован молящийся раввин, зажженные свечи. А вот звук молитв мы снимали уже в Москве, в Синагоге в Отрадном. Нам очень помог раввин Давид Карпов: он специально собрал миньян, прочитал нужные молитвы.

Вообще, по наблюдениям Ромы Либерова, съемки фильма вызывали «волны интереса», активную деятельность вокруг. Так, по сюжету, нужна была православная молитва – поминальная служба по Николаю Гумилеву, расстрелянному в 1921 году. И настоятель храма Иосифа Волоцкого отец Владимир организовал специальный молебен – через 93 года после смерти поэта! Далее: Виктора Сухорукова пригласили на эфир в «Вечернем Урганте» – актер рассказывал о работе надо образом Мандельштама в одной из самых рейтинговых передач! А заглавную тему к фильму написал культовый композитор Noize MC.

Но поэт скромен в оценке этих явлений:

– Это не глубинные подземные толчки, а легкое волнение поверхности. Иначе быть не может, волна интереса закономерна – и дело здесь в Мандельштаме, а не Либерове.

Так же скромен, даже пессимистичен Рома в оценках перспектив.

– Картина обречена на зрительский неуспех. Ведь этот фильм требует подключения и размышления, а все мы, люди, слишком замотаны повседневностью. Нам приходится работать отдельно с каждым кинотеатром, уговариваем, убеждаем, чтобы фильм был взят в прокат… Тем не менее, очень хочется, чтобы зрители пришли в кино. Потому что это единственная возможность для нас сочинять что-то дальше.

Но в скромные и грустные прогнозы как-то не хочется верить. Фильм взят в прокат во многих городах России. Билеты на петербургскую премьеру в «Авроре», которая состоится 14-го октября, уже распроданы.

Остается добавить, что в будущее фильма поверили такие меценаты, деятели и компании как Лен Блаватник, Первый канал и лично Константин Львович Эрнст, «Боско ди Чильеджи» (фестиваль «Черешневый лес»), предприниматель Юрий Иосифович Кокуш. Все они на разных этапах финансировали создание картины.

Фильм выходит на петербургские экраны с 22 октября.

Премьера фильма состоится 14 октября в 19:30 в Кинотеатре «Аврора» (Невский пр., 60). Информация о билетах


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину