Все проекты
Общину поддержали 29716 раз

Оживляя Иду Рубинштейн

14 апреля выходит на экраны документальная лента Леонида Парфенова «Русские евреи. Фильм первый. До революции». Это первый проект известного телеведущего и документалиста, сделанный не для телевидения и рассчитанный на кинопрокат.

Леонид Парфенов Русские евреи рецензия

В местечке Сатанов в Хмельницкой области восстановили синагогу. Только евреев там не осталось. Даже те, что выжили, их дети, внуки – давно не там. Но все они русские евреи. О них, для них – и для нас сделал Леонид Парфенов этот фильм. Вместе со своим постоянным режиссером (а здесь еще и оператором) Сергеем Нурмамедом они снимали на Украине и в России, на набережной Нью-Йорка и на улицах Тель-Авива, в Питере, Одессе и Москве. О евреях Парфенов говорит зажигательно и торопливо, привычно порхая по именам и датам, задерживаясь у древних надгробий и взлетая на Потемкинскую лестницу. Произнося текст, он легко преодолевает десятки ступеней, а профессионалы-телевизионщики в зале гадают, какой же это был по счету дубль.

Леонид Парфенов Русские евреи рецензия

В этом фильме оживают картины и шевелят губами императрицы на портретах. Ида Рубинштейн, сойдя с серовского полотна, пускается в пляс. Пожалуй, танец был уже лишним – достаточно того, что знаменитая танцовщица уже на холсте вертится и так и сяк. Автор заигрался, как всегда. Но у него есть оправдание – древние истории трудно оживить, а статичной картинке, как он справедливо заметил, «семь секунд на экране – красная цена».

За первым фильмом, который заканчивается революцией, последуют еще два. Там этого инфотейнмента, отличающего, впрочем, все парфеновские картины, будет меньше, живых лиц – больше. Вторая лента будет охватывать тридцатилетие, на которое пришелся небывалый взлет советской юдофилии – с 1918 по 1948 годы. Можно спорить с датировкой – ведь и тост сталинский, за великий русский народ, был произнесен раньше, и табу на присвоение евреям звания Героя Советского Союза в конце войны никто не отменял. Автор однако настаивает на формальной дате, начиная отсчет с разгрома Еврейского антифашистского комитета – дескать, кампания шла исподтишка, не явно. Можно, конечно, и так.

Наконец, третий фильм коснется периода тотальной государственной юдофобии, который окончился вместе с СССР. «За это время евреи из лояльного меньшинства превратились в самую нелояльную часть общества, – комментирует Парфенов, – и это вдвойне ослабило советскую власть».

Леонид Парфенов Русские евреи рецензия

Даже не отношения евреев с русскими интересуют автора, а их внедрение в русскую жизнь, растворение в ней. Почему фильм про евреев, он тоже объясняет. В истории России, говорит он, было три народа, чьи представители массово переходили в русский язык, в русское самосознание: немцы, евреи и грузины. «Они уходили из своей национальной идентификации и становились русскими». Парфенову давно хотелось исследовать эту тему, но если о грузинах и немцах поговорили и забыли, то евреи сами захотели об этом снимать.

Парфенов имеет в виду фонд «Генезис», который финансировал проект. Работа фонда направлена на то, чтобы выходцы из русских евреев оставались верны своим предкам. Задача Парфенова, судя по его высказываниям, состояла в другом – проследить, как евреи становились русскими. «Нас занимала еврейская ассимиляция, – говорит он, – а не история еврейского вопроса. То, что объединяло народы, а не разъединяло». Но можно ли говорить о русских евреях, не касаясь земельного вопроса, не прослеживая истоки государственного антисемитизма? Парфенов считает, что да. Евреи скажут, что нет. А какие выводы сделает случайный зритель, которому скажут, что в местечке Сатанов все три аптеки и десятки лавок принадлежали евреям? Не покажется ли ему закономерным, что потом, после всей этой прекрасной богатой жизни, случился погром?

Страшные кадры погромов в Одессе и Кишиневе сменяются благостным рассказом о фабрике гениев – скрипичной школе Столярского и – о счастье! – кадрами, на которых Столярский живой. Все вместе – это поэзия и революционная проза еврейской жизни: Вольф Жаботинский, одноклассник Чуковского, – и Мишка-Япончик; «обыкновенный гениальный ребенок», сын Фишеля Ойстраха, – и Геся Гельфман, хозяйка динамитной мастерской.

На нескольких сюжетах Леонид Парфенов останавливается подробно. Первый – образование: даже в черте оседлости в гимназии принимали не больше пяти процентов евреев. В коммерческие училища брали до 50%, но каждый еврейский ученик должен был привести христианина «на хвосте». Чтобы Лазаря Вайсбейна, еще не ставшего Утесовым, приняли училище Файга, его отец заплатил не только за своего сына, но и за сына мясника.

И второй сюжет – дело Бейлиса, безусловно, достойное отдельного фильма. Процесс над Бейлисом не как факт вопиющей несправедливости, а как пример восприятие русскими еврейского присутствия в своей жизни – вот что интересует Парфенова. Но как эти вещи разделить?

«Мне важно, – говорит он, – не то, что Левитана как еврея дважды выселяли из Москвы, как бы это абсурдно сегодня ни выглядело, а то, что он оказался более русским художником, чем Иван Иванович Шишкин».

Леонид Парфенов Русские евреи рецензия

Да-да, мы знаем – как сказано в энциклопедиях, «великий русский художник родился в бедной еврейской семье». Согласился бы с парфеновским определением сам Исаак Левитан, который и пейзажистом, а не портретистом, стал в том числе из-за того, что евреям не полагалось изображать людей, а он был именно что из ортодоксальной семьи? Едва ли.

Но автор имеет право на авторский взгляд. Наверняка какие-то зрители скажут – «зачем об этом снимать кино», а другие возразят – «главное-то он и упустил». И все будут недовольны – потому что трудно втиснуть в полтора часа экранного времени тысячелетнюю историю этой неисчерпаемой ненависти-любви. Именно так, не двести, по Солженицыну, а тысячу лет сожительства евреев и русских насчитал Леонид Парфенов с XI века, когда в Киеве появился первый еврейский квартал.

Фильм, как уже было сказано, рассчитан на прокат. В Центре документального кино (ЦДК), который его организует, заявили, что в Петербурге и Екатеринбурге, где премьера стартует одновременно с Москвой, билеты на первые показы проданы. Но прокат документалистики – дело для России новое и ненадежное. Даже при том, что после России картину рассчитывают показать в США, Израиле, Великобритании и Германии.

Все-таки по жанру это телефильм, и, как любой телепродукт, адресован всем без разбора. Прежде всего, тем, кто не погружен в еврейскую тему – для них там многое будет ново, им будет интересно смотреть. В кино такой зритель не пойдет, а перед телевизором застрянет. И что-то, возможно, щелкнет в мозгу, заставить взглянуть на многие вещи иначе. Показанная на телевизионном экране, эта картина не даст, конечно, ответы на вопросы, но хотя бы их задаст.

Конечно, как только будут готовы все три фильма (обещают закончить к декабрю), их предложат телевидению. Видимо, Первому каналу – Леонид Парфенов упомянул именно его, но уверенности в его голосе не было. Если фильм покажут в телеэфире, это будет и правда чудом. Лучше пока не мечтать.

Леонид Парфенов Русские евреи рецензия

Ирина Буланова

Фото с пресс-показа фильма в Москве, автор Денис Леонов

Показ фильма состоялся при поддержке Федерации Еврейских Общин России

Благодарим Андрея Глоцера за организационную помощь в подготовке этой статьи


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину