Все проекты
Общину поддержали 31146 раз

Израильский художник открывает выставку в Музее Анны Ахматовой

Участник войны Судного дня, Ури Катценштайн увидел в стихотворении русской поэтессы волнующие его темы

Израильский художник Ури Катценштайн представляет в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме выставку «Анна. Предназначение». Она открывается 13 июля и продлится месяц. Художник не иллюстрирует творчество Ахматовой, а размышляет, осмысляет и предлагает познакомиться с этим диалогом. Согласиться. Отвергнуть. Задуматься.

Израильский художник Ури Катцентшайн выставка в музее Анны АхматовойАхматова в 1915 году в Царском Селе пишет «Колыбельную». У нее маленький сын Лева, а муж, Николай Гумилев в 1915 году воюет на Первой мировой и уже получил высшую солдатскую награду, которой очень гордится...

Именно это стихотворение Ахматовой выбрал для диалога с поэтом израильский художник. Он превратил его в объект видеоарта: перевел на изобретенный им самим язык криптограмм, положил на музыкальную ритмическую основу и вложил в уста исполнителя блюзовой музыки.

Ури Катценштайн также трансформировал в видео известный семейный снимок – Ахматова, Гумилев, маленький Лева между ними. Это фотография, сделанная Леонидом Городецким в Царском Селе в 1915 году. Год съемки и год написания «Колыбельной» совпадают, на фото и в стихотворении – те же герои. И Первая мировая война... Ури Катценштайн заставляет персонажей снимка меняться местами, исчезать и снова появляться, повторяя свой путь исчезновения и возвращения в пространство памяти и культуры.

Почему израильский художник избрал именно «Колыбельную»? Он ведь даже не знает русского языка! Не знает, но понимает подстрочник и слышит мелодию стиха. И говорит о его вечном сюжете, ведь войны, увы, не заканчиваются и «горю нет конца»: оно было и будет. И это обращение к вечной теме важно для художника в коротком стихотворении русской женщины, написанном больше ста лет назад. Ведь Ури – единственный сын у своих родителей, которые успели покинуть нацистскую Германию до Катастрофы и уехать в Палестину. Участвовал в войне Судного дня, был санитаром на поле боя и получил контузию, спасая других.

И в его последующем творчестве тема посттравмы осталась навсегда. В одном из интервью, посвященном его выставке «Задворки» в Тель Авиве, художник иронично отметил: «Вся наша планета страдает от посттравмы. Мы все – вы, я, они – в различной степени пережили те или иные катастрофы, личные или коллективные травмы. Живем в тени их руин в 21 веке, в тени ожидания угрожающей апокалиптической последующей катастрофы. Но я умею превратить все это в изящный перформанс».

Создавая «изящный перформанс» в Большом выставочном зале Фонтанного Дома, художник верен себе. Меняются местами, а потом и вовсе исчезают лица Ахматовой, Гумилева, маленького Левушки на известной фотографии 1915 года...Исчезают лица женщины, мужчины и ребенка. «И это пройдет...», «Было горе, будет горе, горю нет конца...».

Ури Катценштайн родился в Тель-Авиве в 1951 году учился в художественной школе, в академии скульптуры в Милане, художественном институте Сан-Франциско. В 1969 году был призван в Армию обороны Израиля. В 1970–1980-е – исполнитель в нескольких музыкальных группах авангардистской и экспериментальной направленности. Участник Венецианского бьеннале 2001 года, бьеннале в Буэнос-Айресе 2003. Выставлялся в музеях и галереях Москвы, Израиля, европейских стран, США и Южной Америки. В России художник выставлялся несколько раз – в 1990-е в Москве и Петербурге, а в 2003 году – снова в Петербурге, на Международной выставке видеоарта в Русском музее. Ури Катценштайн – лауреат нескольких престижных премий и призов в области культуры и искусства.

Выставка пройдет в музее Анны Ахматовой (Литейный пр., 53) с 13 июля по 13 августа

Галина Артеменко


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину