21.01.2015
Пара фраз от Айзика Рохлина
Пара фраз от Айзика Рохлина
28 января в выставочном зале «Книги и графика» на Литейном, 55 открывается персональная выставка петербургского художника Айзика Рохлина под названием «Пара фраз».
– Мне исполнилось 60. И эта выставка – некий промежуточный итог, парафраз всего, что я видел и ощущал. С другой стороны, выставка не такая уж большая, всего пара фраз! – объясняет художник смысл названия.
«Маленькая синагога» | «Ноев ковчег». Шамот, глазурь, восстановительный обжиг |
«Уход из местечка в 1914 году» |
На выставке будет представлена живопись разных жанров: пейзажи, портреты, графика. Графические этюды «Прага», «Иерусалим», «Одесса». Изображение Малой Синагоги, вошедшее в петербургский еврейский календарь за 5770 год. Композиции по мотивам разрушенных местечек. Несколько работ с образами мацев (еврейских надгробий). Масштабная картина, где на фоне разрушенной синагоги местечка Гвоздец дедушка художника, которого тоже звали Айзик, уходит на Первую мировую войну. Иллюстрации к Бабелю и Платонову. Множество портретов знакомых и друзей. Петербург Достоевского – изображение Свечного переулка, где у художника мастерская. И даже керамические тарелки с росписью: по основной специальности Айзик Рохлин – керамист.
Конечно, за пределами выставки останется многое. Например, картина «Изучение Талмуда», находящаяся в библиотеке Синагоги и иллюстрирующая еженедельные занятия, в которых Айзик принимает участие уже 10 лет.
– Жалко снимать, уж очень хорошо висит! – смеется художник.
«Портрет Гиры» |
По понятным причинам, на выставку не попадут и монументальные керамические панно, которые в свое время Айзик делал для учреждений. Но все же это первая выставка художника, где представлены все пласты его творчества.
Первоначально Айзик хотел назвать свою выставку «ИДИОТ с улицы ДОСТОЕВСКОГО, 24». Но потом передумал – решил, что это слишком амбициозно.
– Это было бы сущностное название. Но до этого уровня я еще не дошел. Глупость в хорошем смысле надо заслужить.
По мнению художника, глупость в искусстве – это отказ от всего наносного и вторичного, путь к искреннему выражению.
Выставка продлится до 8 февраля. А 4 февраля в 18:00 в рамках выставки Айзик Рохлин прочитает лекцию «Изображения на еврейских средневековых рукописях. Загадки и догадки». Лекция будет посвящена иллюстрациям к пасхальным сказаниям и молитвенникам, особенностями средневековых изображений, способам изготовления клафа (специального пергамена) и красителей. Будут продемонстрированы слайды редких изображений.
Поздравить Айзика Рохлина с открытием крупной и, можно сказать, юбилейной выставки Вы можете в комментариях к этой статье.
О художнике. По материалам автобиографии А. Рохлина
Айзик (Александр) Моисеевич Рохлин родился в 1954 году в семье театрального художника Моисея Айзиковича Рохлина и детского врача Софьи Адольфовны Лифшиц в г. Орле. Рано начал рисовать. Учился в Орловском педагогическом университете на графическом факультете, но бросил – «утомили начерталка, сопромат и другие антихудожественные предметы». Вместе с отцом оформлял спектакли и театрализованные концерты. В 1976 году поступил в Муху (Художественно-промышленную академию им. барона Штиглица) в Петербурге. Получил специализацию по монументальной и декоративной керамике и стеклу. Работал дизайнером на стекольном заводе в Башкирском Салавате, зеркальной фабрике в Петербурге (по собственному признанию, с удовольствием), на стройфарфоровом заводе в Купчино (уже без удовольствия). Стал членом Союза художников России, делал керамические панно и скульптуры для общественных зданий Урала, Башкирии, Петербурга, Выборга, Пикалево.
С 1982 года продолжил художественное образование, изучая искусство великих мастеров прошлого. Четыре года копировал картины в Эрмитаже и репродукции дома у великого Григория Яковлевича Длугача.
С начала 90-х начал изучать ТАНАХ в Петербургской ешиве. Тогда же взял себе еврейское имя Ицхак-Айзик Александр бен Мойше. Учился на курсах «Мельтон» в Иерусалимском Университете, где преподавал цвет русской еврейской мудрости из легендарных «отказников». Петербургские художники в это же время создали небольшую группу «Пагишот» («Встречи»). На встречах изучали Тору и, конечно же, делали лехаим. Полученные знания позднее вылились в картины и скульптуры, на основе которых Рохлин сделал книгу «Сотворение и творчество».
Художник всегда любил книжную графику. Иллюстрировал издания, посвященные идишской музыке: «Идишские песни в обработке Нехамы Лифшицайте», книга о творчестве певца Микаэля Эпельбаума, а также сборники песен к еврейским праздникам, к поэзии, например «Буквоцвет» Аврома Суцкевера. Тут ему довелось сотрудничать со знатоками идишской культуры и ценителями книжного дела Александром Френкелем и композитором Евгением Хазданом. Большие станковые иллюстрации художник сделал к «Бейт дин моего отца» и «Тойбеле и ее демон» Башевиса Зингера. Еще на Орловском худграфе под руководством мастера Михаила Семеновича Хабленко начал рисовать иллюстрации к «Одесским рассказам» Бабеля.
И. Бабель. «Одесские рассказы». Баська мечтает о замужестве |
Песни из репертуара Нехамы Лифшицайте. «Прекрасна ты…» |
Рохлин внимательно изучал еврейские изображения на древних рукописях, старинных синагогах и мацевах кладбищ заброшенных еврейских местечек. Он сотрудничал с педагогической организацией «Новая еврейская школа» и оформлял одноименный журнал. Работал с учителями рисования и еврейских традиций из других городов и стран. Обобщив свой опыт, составил цикл занятий для людей разных возрастов и уровней образования. Он сделал книжки «Мидраш-картина» и «Синагога открытая, для всех», описав в ней свой опыт преподавания искусства в школе в интеграции с изучением Торы.
Поучившись у отличных учителей, Александр передает усвоенное своим ученикам. Он преподает Танах и рисование детям, студентам, взрослым людям и даже пожилым.
В оставшееся время художник пишет этюды и картины: пейзажи Питера, Иерусалима, Орла, Праги, Одессы, натюрморты из обиходных предметов и портреты людей разных возрастов, национальностей и профессий.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2