17.03.2017
Еврейские питомцы Римского-Корсакова
Рассказывает виолончелист, композитор, исследователь еврейской музыки Александр Оратовский.
Александр Оратовский. Фото Анны Красновой |
До революции в Петербурге существовало общество еврейской музыки. И основал его не еврей, как можно было бы предположить, а русский композитор Н. А. Римский-Корсаков. «Еврейская музыка ждет своего Глинку», – считал он. И, руководствуясь этим убеждением, воспитал целую плеяду петербургских еврейских композиторов.
Как Римскому-Корсакову удалось собрать «еврейский» класс? Дело в том, что в петербургской Консерватории не было процентной нормы для евреев – в отличие от всех остальных высших учебных заведений. Вдохновленные маститым учителем, студенты-евреи на последние деньги купили фонограф и объездили черту оседлости в поисках музыкального фольклора. За год до смерти Римского-Корсакова они основали в Петербурге общество еврейской музыки. Не обошлось без курьезов. С просьбой зарегистрировать Общество обратились к градоначальнику Драчевскому. «Какая еще еврейская музыка? – удивился тот. – Еврейская музыка бывает только народная!» С генералом не поспоришь, поэтому название стало звучать так: «Санкт-Петербургское общество еврейской народной музыки».
Композиторы Общества проделали путь от обработок фольклора к созданию классических форм на основе еврейской народной или литургической мелодии. Характерным примером является «Маленькая рапсодия» Лазаря Соминского: это произведение написано по канонам рапсодии, но на основе синагогальной музыкальной темы.
Рассказывают, что Стасов, услышав пение церковного хора, воскликнул: «Готов биться о заклад, что эту мелодию пели еще во времена Иерусалимского Храма»! Петербургский композитор и музыковед Абрам Юсфин хорошо сказал об этом: «Вместе с религией христианство позаимствовало у евреев и культовые напевы. Они стали одной из основ григорианского хорала, а тот – одним из источников европейской музыки». Так что заимствование еврейскими композиторами европейской музыкальной традиции – в каком-то смысле «возврат долга».
Разумеется, после революции Общество распалось. Многие уехали за границу. А те, что остались, вынуждены были приспосабливаться. Например, Александр Крейн больше известен как советский композитор и музыкально-общественный деятель. Некоторые из композиторов переключились на музыку народов СССР. Так, Борис Зейдман с грустным юмором говорил: «Только я могу отличить азербайджанскую музыку от еврейской!»
Хотите услышать произведения еврейских учеников Римского-Корсакова, других еврейских композиторов 20 в., а также еврейские народные мелодии? Приходите в Синагогу на концерт «Еврейская струна» 28 марта в 19:00.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2