23.08.2017
Открытие братьев Хенкиных
Открытие братьев Хенкиных
«Братья Хенкины: открытие. Люди Ленинграда и Берлина 1920–1930-х годов» – эта выставка проходит в Главном штабе Эрмитажа. И, если вы еще не были, непременно посмотрите. Это фотографии двух европейских городов двух тоталитарных государств времен 30-х годов минувшего века. Ленинград и Берлин, увиденные глазами двух родных братьев.
«Родные братья Евгений (1900-1938) и Яков (1903-1941) Хенкины родились в Ростове-на-Дону. После Октябрьской революции младший брат перебрался в Ленинград, а старший уехал в Германию и с 1926 по 1936 жил в Берлине. Судьба обоих сложилась трагично: Яков погиб на фронте, а Евгений был арестован и расстрелян НКВД. Многое в их судьбе еще предстоит прояснить исследователям. Отснятые ими пленки, содержащие около 7000 снимков, все эти годы хранились в семейном архиве», – сообщают в Эрмитаже.
Евгений Хенкин. Автопортрет. 1930-е. Ленинград. © Olga Maslova Walther
Евгений Хенкин. Автопортрет. 1930-е. Берлин. © Olga Maslova Walther
Пленки хранились в семье – немыслимо было напечатать все это. В цифровую эпоху, в начале двухтысячных, наследники всерьез заинтересовались содержимым. Первые напечатанные пленки позволили судить о том, что фотоархив представляет не только семейную ценность. В конце 2016 года в швейцарском городе Лозанна была создана и зарегистрирована Ассоциация «Архив братьев Хенкиных». Основным направлением деятельности Ассоциации стало изучение, консервация и продвижение уникального фотоархива. До 2017 года снимки из архива нигде не печатались и не выставлялись.
Ленинград и Берлин тридцатых… Лица мужчин и женщин, взрослых и детей, улицы, кафе (в Берлине, конечно), флажок со свастикой в песочнице, где увлечено играют дети, и огромный портрет Сталина, взирающий на футболистов на ленинградском стадионе. Мы, с высоты нашего знания, смотрим на эти снимки, понимая, что это предвоенная история, пролог страшной сказки, страшнее которой еще не бывало. Что люди Ленинграда будут вымирать от голода, а бомбардировки Берлина в 45-м навсегда изменят лицо города. Мы знаем, что будет. И нам тревожно и страшно вглядываться в лица людей.
Два брата не сосредотачивались на идеологии. Они просто констатировали факты. Хотя понятно, почему Евгений уехал из Берлина: он бежал от нацизма домой, бежал в тоталитарную страну, объявившую его, понятное дело, немецким шпоном» и расстрелявшую. «Сейчас я понимаю, что в семье очень многое скрывалось. Про Евгения, который приехал из Берлина и был расстрелян, практически не говорили. Я знала только, что он играл на терменвоксе и уехал за границу. Потом мне стало понятно: что-то было не так, раз о нем не рассказывали; но что произошло, я не знала», – рассказала журналистам Ольга Маслова-Вальтер, наследница архива. – Он вернулся в Ленинград, потому что к власти в Германии пришли национал-социалисты. У него в то время уже появлялось довольно много снимков с плакатами «Не покупайте у евреев». А есть фотография, где дети делают кораблик из песка и кораблик называется «Гитлер».
Скромный бухгалтер Яков ушел добровольцем в ленинградское ополчение и тоже погиб. В семье сохранилась его трудовая книжка.
«Очевидно, что братья Хенкины нигде не учились, но у них есть фотографическое чувство. За плечами у них обоих особая визуальная культура. И там есть трепетнейшие снимки», – говорит об архиве Хенкиных петербургский фотограф Дмитрий Конрадт, помогавший наследникам в сканировании архива.
Выставка в Эрмитаже проходит при поддержке Лахта Центра в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», призванного собирать, выставлять, изучать искусство XX-XXI веков. К выставке подготовлена образовательная программа, включающая цикл лекций, мастер-классов и дискуссий.
Галина Артеменко
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2