12.06.2014
Брат за брата
Брат за брата
12 июня 1898 года в Киеве родился журналист Михаил Ефимович Кольцов (Моисей Фридлянд). Его имя сразу вспомнят только специалисты, хотя Хемингуэй его увековечил в своем романе «По ком звонит колокол».
Если бы биографию Кольцова и его легендарного брата Бориса Ефимова выпустили в кино, то неискушенный зритель бы подумал, что режиссер слишком уж нафантазировал.
Сухая статистика мало что скажет о журналисте. Он инициатор возобновления печати «Огонька», член редколлегии «Правды», главный редактор «Крокодила», с 1938 года – депутат Верховного совета РСФСР…
Современники отмечали его как непревзойденного фельетониста.
|
О безграничном доверии к нему со стороны Сталина говорит тот факт, что во время Гражданской войны в Испании именно он направлен в страну, как корреспондент «Правды» и одновременно негласный политический представитель властей СССР при республиканском правительстве. В Испании Кольцов активно участвовал в событиях, как организатор сопротивления мятежникам.
Его испанские газетные репортажи послужили основой книги «Испанский дневник» (1938), где о легальной части своей работы Кольцов рассказал от первого лица, а о тайной – как о деятельности мексиканского коммуниста Мигеля Мартинеса. Проводя линию Сталина в международном рабочем движении, в публикациях дискредитировал «троцкистов».
В романе Хемингуэя «По ком звонит колокол» Кольцов выведен под именем Каркова.
Любое безграничное доверие в СССР заканчивалось очень быстро. Из Испании Кольцов был отозван в конце 1938 года и арестован прямо в редакции «Правды». Кольцов был приговорён к смертной казни по обвинению в шпионаже. Точная дата его
Братья Фридлянды.
|
смерти осталась неизвестна – по одним свидетельствам его расстреляли в 1938, по другим в 1940 или 1942.
Там, где история должна закончиться, она, на самом деле, только начинается.
У Кольцова был младший брат – Борис Ефимович Ефимов. Еще в Белостоке, в реальном училище, два брата издавали рукописный журнал. Михаил писал, Борис – рисовал.
После ареста брата Ефимов остался жив, хотя в 1938 году уволился из «Известий» и, видимо, ожидал чего-то схожего. Но товарищ Сталин имел в отношении него другие виды. Ефимов стал главным карикатуристом СССР! Все, что хотели сказать в СССР своим политическим оппонентам за границей или внутри страны, начиная с 1940 года выходило из под пера Бориса Ефимова или с его ведома. С 1966 по 1990 годы он был главным редактором творческо-производственного объединения «Агитплакат».
Сам Ефимов в своих воспоминаниях объясняет расстрел брата тем, что весьма вероятно, Кольцов был устранён как свидетель тайных операций НКВД в Испании.
Степень влияния Ефимова сейчас описать трудно, хотя ушел он от нас совсем недавно. В этом трагедия того поколения. Всем нам надо заново проходить, в чем значение Эренбурга, Ефимова, Кольцова… Проще сказать, что представить советскую газету без карикатур Ефимова – это все равно, что если бы та же «Правда» вышла с утра без ордена Ленина.
|
Не будем идеализировать братьев. Они оба были борцами «идеологического фронта». Так, Ефимов боролся и с сионизмом, и с империализмом, и прочими «измами». Но в историю он войдет, как создатель своего неповторимого художественного стиля.
В том числе благодаря Ефимову мы сейчас не забыли, кто такой Кольцов, – он много сделал для того, чтобы литературное творчество Кольцова дошло до масс. Может, для этого он и прожил свои немыслимые 108 лет.
Братья издавали свой рукописный журнал практически век без остановки…
Роман Овчинников
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2