День еврейской книги 2017

26 апреля 2017 / 30 нисана 5777

14.08.2015

Урок Торы. Недельная глава Ръэ

Главный раввин Петербурга М.-М. Певзнер разъясняет смысл заповеди о цдаке

Один из старейших еврейских «профессий» – это сборщик цдаки. Цдака – неотъемлемая часть еврейской жизни. В любой общине есть те, кто нуждаются, и те, кто им Заповедь о цдаке главный раввин СПб М.-М. Певзнерпомогают. О заповеди цдаки говорится в главе «Ръэ», которую мы читаем на этой неделе: «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из врат твоих в земле твоей, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим; но открой ему руку свою…» (Дварим 15:7-8).

Как захотеть дать цдаку

Цдака – это обязанность, а не акт доброй воли. Тора говорит: открой свой кошелек, помоги нуждающемуся. Это совсем непросто – отдать деньги, заработанные тяжелым трудом. Потратить не на себя, не на свою семью, а на чужого тебе человека! Все это вызывает внутреннее сопротивление. Как это сопротивление преодолеть и по-настоящему захотеть давать цдаку? Ответ содержится в этой же недельной главе: «…да не будет досадно сердцу твоему, когда дашь ему, ибо за то благословит тебя Г-сподь, Б-г твой, во всяком деле твоем и во всяком начинании руки твоей» (Дварим 15:10). Цдака всегда окупается, потому что, помогая другому человеку, ты на самом деле помогаешь себе. Как это работает? Об этом очень интересно говорится в мидрашах: давая цдаку другому человеку, ты в буквальном смысле даешь ему жизнь. Для тебя это всего лишь деньги, а для него – вопрос его пропитания, то есть, по сути, всей его жизни. И за то, что ты помог ему, Вс-вышний также даст тебе жизненные силы.

Цдака спасает от смерти

На эту тему есть еще один интересный мидраш:

«Биньямин а-цадик был ответственным за кассу цдаки. Однажды, в годы неурожая, к нему пришла женщина и сказала: ‘Раби, дай мне пропитание!’ Ответил он ей: ‘Нет в кассе ничего’. Сказала она ему: ‘Раби, если не дашь мне пропитание, женщина и семь ее сыновей умрут от голода’. Тогда он встал и дал ей из своих денег. Пришло время, он заболел и был близок к смерти. Тогда сказали ангелы-служители: ‘Господин мира! Ты сказал, что каждый, кто поддерживает одну душу в Израиле, как будто поддерживает целый мир, а Биньямин а-цадик, давший жизнь женщине и семи ее сыновьям, умрет в столь малые годы?’ Тут же отменили ему приговор» (цитируется по www.Istok.ru – ред.).

Доброе слово – тоже цдака

Мудрецы говорят, что цдака в буквальном смысле спасает от смерти. Однако цдака – это не только деньги. Часто это и доброе слово, сказанное человеку в нужное время. Бывает, что деньги бессильны, но можно «оживить» обиженного человека с помощью слова. Вспомним историю Йосефа, оказавшегося в египетской тюрьме вместе с двумя министрами. Как-то раз он увидел, что оба министра грустны. Он мог просто промолчать, но предпочел ласково, заботливо их расспросить. Министры рассказали ему свои сны, Йосеф эти сны истолковал. Все сбылось именно так, как Йосеф предсказал. В результате министр виночерпиев был освобожден. Через какое-то время он вспомнил о Йосефе и замолвил за него слово. Йосеф был освобожден и спас от голода весь Египет. И все это лишь благодаря тому, что в минуту горя он обратился к другим людям со словами поддержки и сочувствия. Это – тоже цдака.

Восстановление справедливости

В Талмуде (Бава Батра) рассказывается такая история. Во времена римской империи наместник Турнусруфус спросил рабби Акиву: «Разве ты не противоречишь воле Б-га, когда даешь пожертвование? Б-г, может быть, хотел сделать этого человека бедным, а ты пытаешься исправить Его решение!». Отвечал рабби Акива: «Б-г создал бедных ради богатых – для того, чтобы они могли исполнять важнейшую заповедь о цдаке».

В Зоаре сказано: смысл богатства и бедности не в том, чтобы все оставалось так, как оно есть, а в том, чтобы создать контакт между людьми. Если бы все были богаты, люди превратились бы в законченных эгоистов, разобщенных между собой. Поэтому Б-г создал бедных и богатых. Бедный будет чувствовать признательность богатому за помощь, а богатый получит благословение. Б-г затем и дал богатым деньги, чтобы они получили благословение через помощь бедным.

Слово «цдака» часто переводится как благотворительность, но на самом деле оно происходит от «цедек», «справедливость». Цдака – это восстановление справедливости в мире: ты делишься тем, что дал тебе Б-г, с тем, у кого этого нет.

Заповедь, равноценная всем остальным

Известно высказывание о том, что заповедь о цдаке равноценна всем остальным заповедям. Почему это так? Потому, что цдака, по сути, – это квинтэссенция всех остальных заповедей. Выполняя ту или иную заповедь, человек очищает себя по частям. Надевая тфилин, он выполняет заповедь «для руки» и «для головы» и т.д. А когда вы берете заработанные деньги и отдаете их ближнему, вы поднимаете всего себя целиком, вы исполняете заповедь всем своим существом.



Вконтакте
Facebook

ЦЕНТР ИЗРАИЛЬСКОЙ МЕДИЦИНЫ Остеопат из Израиля Канцепольской
Все
В Петербурге
В мире
10 апреля 2017
07 апреля 2017
06 апреля 2017
24 февраля 2017
23 февраля 2017
15 февраля 2017
25 декабря 2016
21 декабря 2016
16 декабря 2016
04 ноября 2016
27 сентября 2016
23 сентября 2016
18 апреля 2016
10 марта 2016
23 февраля 2016
15 февраля 2016
05 февраля 2016
21 января 2016
11 января 2016
06 января 2016
04 января 2016
23 ноября 2015
18 ноября 2015
31 октября 2015
26 октября 2015
09 сентября 2015
26 августа 2015
24 июля 2015
29 мая 2015
30 апреля 2015
24 апреля 2015
15 апреля 2015
14 апреля 2015
25 марта 2015
24 марта 2015
27 февраля 2015
25 февраля 2015
18 февраля 2015
09 февраля 2015
26 января 2015
20 января 2015
25 декабря 2014
11 декабря 2014
09 декабря 2014
01 декабря 2014
17 ноября 2014
06 ноября 2014
30 октября 2014
15 октября 2014
11 сентября 2014
08 сентября 2014
05 сентября 2014
04 сентября 2014
22 августа 2014
21 августа 2014
13 августа 2014
12 августа 2014
08 августа 2014
12 июня 2014
14 апреля 2014
11 ноября 2011
Гостевой дом Архивный поиск