30.10.2015
Почему мы не поднимаемся на храмовую гору?
Как мы знаем, сегодняшнее обострение ситуации в Израиле началась со спора вокруг Храмовой горы. Если вкратце, евреи отстаивают свое право подниматься на гору. Арабы препятствуют этому, потому что на горе расположена их собственная святыня.
В еврейской среде мнения разделились. Одни считают, что подниматься на Храмовую гору необходимо: с религиозной точки зрения – потому, что это священное для евреев место, с точки зрения политической – потому, что таким образом мы обозначаем свое присутствие, свои права на Святую землю. Другие призывают ни в коем случае этого не делать, чтобы не обострять ситуацию, не провоцировать теракты и убийства евреев.
Взгляд на проблему с точки зрения еврейского религиозного закона разъясняет Главный раввин Петербурга М.-М. Певзнер.
– Сразу скажу, что, с точки зрения еврейского закона, подъем на Храмовую гору проблематичен.
Чисто по-человечески, вне аргументов Галахи, я был бы готов согласиться с теми, кто призывает подниматься на Храмовую гору. В самом деле: Израиль – еврейское государство, а Храмовая гора – это сердцевина Израиля, средоточие его святости и духовной силы. Как запретить еврею приходить на собственную землю, к собственной святыне? Аргумент о том, что этим евреи провоцируют арабов на новые теракты, в корне неправилен. Ситуация вокруг Храмовой горы – лишь частное проявление конфликта. Арабы в принципе не хотят видеть евреев на этой земле, они ненавидят нас и воспитывают в этой ненависти своих детей. Сегодня они будут говорить про Храмовую гору, завтра про что-нибудь еще. Они хотят одного – чтобы нас тут не было. Вы согласитесь с тем, что нам нужно уйти из Израиля, чтобы не провоцировать арабов? Вот примерно так же состоятельно и заявление о том, что еврею нельзя подниматься на Храмовую гору, чтобы не разжигать ситуацию.
Однако вернемся к тому, что я сказал в начале. Согласно Галахе, есть серьезные доводы в пользу того, что на Храмовую гору сегодня подниматься нельзя. И это связано именно со статусом Храмовой горы как святого места.
Относительно этого статуса споры велись еще в Талмуде. То есть, конечно же, никто никогда не сомневался в том, что Храмовая гора – особое место. Именно с этого места Вс-вышний начал творить мир, здесь был создан первый человек, здесь произошла история с жертвоприношением Авраама… Но есть ли у этого места такая же степень святости, как во времена Храма?
Мудрецы формулируют этот вопрос так: после того как евреи освятили Храм, осталась ли Храмовая гора святой навечно – или только на время существования Храма? Большинство мудрецов считают, что статус святого места закреплен за Храмовой горой навсегда (хотя есть и другие мнения).
Казалось бы, если место святое, то мы должны стремиться приходить сюда как можно чаще?
Но именно из-за святости этого места возникает проблема ритуальной нечистоты. По закону Торы, ритуально нечистый человек не мог приближаться к Храму. И если в одних случаях нечистота устранялась посредством окунания в микву – что вполне возможно сделать и в наши дни – то в других случаях – например, если речь идет о нечистоте прикосновения к мертвому телу, – необходимо было очищение посредством пепла красной коровы. Это в наши дни невыполнимо. При этом многие авторитеты считают, что сегодня этот вид нечистоты распространяется на нас всех. А значит, поднимаясь на Храмовую гору, мы нарушаем закон.
Безусловно, Храмовая гора велика. Если бы мы точно знали, где находился Храм, то могли бы заходить на остальную ее территорию. Именно так и поступают религиозные сионисты – они полагают, что находиться в некоторых частях горы разрешено. Но, согласно большинству мнений, точное место нахождения Храма неизвестно, а значит, вся территория горы оказывается под вопросом.
Любавический Ребе говорил о том, что, даже если бы люди, сведущие в религиозном законе, поднимались на гору со всеми предосторожностями, окунувшись в микву, это было бы неправильно. Ведь, подав такой пример, мы поставим в ситуацию нарушения закона тех, кто мало разбирается в тонкостях Галахи.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2