1 мая 2017 / 5 ияра 5777

12.06.2015

Урок Торы. О грехе разведчиков

Главный раввин С.-Петербурга М.-М. Певзнер о том, почему не надо бояться «земли, пожирающей живущих на ней».

В главе «Шлах», которую мы читаем на этой неделе, Вс-вышний наказывает еврейский народ 40-летними скитаниями по пустыне.

На пути из Египта евреи совершили немало проступков, связанных как с материальной сферой, так и с духовной. Неблагодарный народ, избавленный Вс-вышним от рабства, все время жаловался на недостаток пищи и воды, сделал себе Золотого тельца… Но ничто не могло сравниться по тяжести с грехом разведчиков.

Что произошло? На самых подступах к Земле Израиля Моше отрядил 12 разведчиков – по одному от каждого колена – чтобы разведать, хороша ли земля, насколько легко ее будет завоевать.

Мидраши поясняют: Моше не очень-то хотел отправлять разведчиков, но был вынужден уступить давлению народа. Как объясняет Раши, он боялся насторожить евреев своим отказом, создать впечатление, будто он что-то от них скрывает.

Опасения оправдались – разведчики пришли с дурными вестями: якобы земля «пожирает живущих на ней», полна страшных великанов, люди, живущие на ней, «сильнее нас»… Перепуганный народ плакал всю ночь, роптал на Б-га и Моше, просился обратно в Египет. Комментаторы поясняют, что эта была ночь 9 ава – дата, когда произошли самые страшные бедствия в истории еврейского народа.

И разгневанный Вс-вышний сказал Моше: «Доколе будет гневить Меня народ сей? И доколе не уверятся они во Мне при всех знамениях, которые делал Я в среде их?». В наказание за проявленное евреями неверие и страх Б-г постановил, что никто старше 20 лет не войдет в Землю Израиля. Народу предстояло 40 лет скитаться по пустыне, пока не вымрет все поколение – «в пустыне падут трупы ваши»…

Суровое наказание! Но ведь трусы, не верящие в чудо, неспособны построить новую страну.

Что же так сильно испугало разведчиков и весь народ? Ведь они уже видели десять казней, рассечение моря, ман… Неужели всего этого мало, чтобы поверить – Б-г действительно умеет творить чудеса?

Раши комментирует это так: в те времена на Земле Израиля был 31 царь. Евреи своими глазами наблюдали, как Вс-вышний расправился с одним фараоном. Но, видимо, решили, что 1 – прекрасно, а 31 – это даже для Б-га чересчур!

В философии хасидизма дается другой ответ на этот вопрос. Этот ответ кроется в понимании фразы «земля, пожирающая живущих на ней». Разведчиков на самом деле страшили не великаны, не тяготы завоевания. Этими опасениями они маскировали более глубинный страх. Им было боязно менять жизнь в пустыне – легкую, полную святости, чудес, прямого водительства Вс-вышнего – на обыденное, оседлое существование в Земле Израиля. Находясь в пустыне, еврейский народ был подобен зародышу, который получает из организма матери все необходимое. Ман, вода, облака славы, защищавшие от зноя и убивающие гадов и диких зверей – все это давал им Вс-вышний. Не нужно обеспечивать свои материальные нужды – сиди учи Тору, а если что-то потребуется – обращайся напрямую к Б-гу в любой момент! В Стране Израиля все это закончится – нужно будет спуститься с небес на землю, закатать рукава и работать не покладая рук…

Вот это и значит – «земля, пожирающая живущих на ней». Она «съедает» время, душевные силы, духовные устремления.

Это подобно тому, как молодожены после радостной свадьбы оказываются выброшены в реальную жизнь, с ее бытовой стороной, взлетами и падениями. Так чувствует себя еврей после Йом Кипура – он с размаху падает с достигнутых высот обратно, в свою привычную жизнь.

Но разведчики были неправы. Вс-вышний дал нам задачу жить не в идеальном, а в материальном мире, полном соблазнов и зла. Жить по законам Торы, контролируя свое животное начало и принося в мир святость.

Именно поэтому Калев и Йеошуа, двое из разведчиков, не поддавшихся общему страху, уговаривали народ так: «Если благоволит к нам Г-сподь, то введет нас в землю эту и передаст ее нам, землю, которая течет молоком и медом». Если Б-г захочет, то он отдаст нам всю святость этой страны!

И именно поэтому Моше рабейну, которому Б-г не позволил войти в Землю Израиля, очень тяжело переживал этот приговор. Он понимал, что главное – построить мост между духовным и материальным. Жить не в «идеальной» пустыне, а на обычной реальной земле, освящая и облагораживая ее.



Вконтакте
Facebook

ЦЕНТР ИЗРАИЛЬСКОЙ МЕДИЦИНЫ Остеопат из Израиля Канцепольской
Все
В Петербурге
В мире
10 апреля 2017
07 апреля 2017
06 апреля 2017
24 февраля 2017
23 февраля 2017
15 февраля 2017
25 декабря 2016
21 декабря 2016
16 декабря 2016
04 ноября 2016
27 сентября 2016
23 сентября 2016
18 апреля 2016
10 марта 2016
23 февраля 2016
15 февраля 2016
05 февраля 2016
21 января 2016
11 января 2016
06 января 2016
04 января 2016
23 ноября 2015
18 ноября 2015
31 октября 2015
26 октября 2015
09 сентября 2015
26 августа 2015
24 июля 2015
29 мая 2015
30 апреля 2015
24 апреля 2015
15 апреля 2015
14 апреля 2015
25 марта 2015
24 марта 2015
27 февраля 2015
25 февраля 2015
18 февраля 2015
09 февраля 2015
26 января 2015
20 января 2015
25 декабря 2014
11 декабря 2014
09 декабря 2014
01 декабря 2014
17 ноября 2014
06 ноября 2014
30 октября 2014
15 октября 2014
11 сентября 2014
08 сентября 2014
05 сентября 2014
04 сентября 2014
22 августа 2014
21 августа 2014
13 августа 2014
12 августа 2014
08 августа 2014
12 июня 2014
14 апреля 2014
11 ноября 2011
Гостевой дом Архивный поиск