Все проекты
Общину поддержали 29736 раз

Урок Торы. Недельная глава «Корах»

Урок Торы. Недельная глава «Корах»

Главный раввин Петербурга М.-М. Певзнер – о том, нужен ли еврейскому народу предводитель

В главе Торы, которую мы читаем на этой неделе, продолжается рассказ о странствиях по пустыне. Только что отгремела история http://news.jeps.ru/proiudaizm/urok-toryi-glava-shlax.html с грехом разведчиков. И тут один из богатых и знатных представителей народа по имени Корах бросает вызов Моше и Аарону, восстав против их авторитета. «Кто вы такие? Почему возноситесь над народом? Весь народ свят!» – заявил он. Кончилось все плачевно: земля разверзлась и проглотила Кораха и его сторонников.

Если смотреть на эти события поверхностно, можно подумать, что Корах – попросту неумный скандалист. Но все гораздо глубже. Как рассказывает Мидраш, Корах был необычайно умным, проницательным человеком – иначе как бы ему удалось привлечь на свою сторону 250 сторонников? Также он был богачом – ему удалось отыскать в Египте зарытые сокровища Йосефа. А еще на него снизошел «руах акодеш» (пророческое видение), и он узнал, что из его рода произойдет великий пророк Шмуэль. И возгордился, решив, что он не меньше заслуживает почестей и власти, чем Моше. На самом деле, Корах неправильно понял Б-жественное послание. Он приходился двоюродным братом Моше, и пророк Шмуэль должен был стать потомком как раз Моше, а не Кораха!

Комментаторы задаются вопросом: почему Корах решил взбунтоваться именно сейчас? С момента выхода из Египта прошло уже полтора года, власть Моше давно утвердилась…

Ибн Эзра отвечает на этот вопрос так: в Торе не все события идут в хронологическом порядке. Случай с Корахом произошел вскоре после истории с Золотым Тельцом, когда Вс-вышний решил, что служить Ему будут не первенцы, а коэны и левиты. Корах был первенцем, но не был коэном – всего лишь левитом, а, значит, ему предстояло играть лишь второстепенную роль. Вот он и не выдержал – восстал против Моше.

Рамбам считает иначе. События, по его мнению, изложены в порядке следования. Корах давно мечтал поднять восстание, но не видел возможности тягаться с таким сильным предводителем, как Моше. Но история с разведчиками подорвала авторитет Моше, а значит, настал момент попытать удачи…

Сам текст Торы не дает прямой ответ на вопрос, зачем еврейскому народу нужны предводители. Но сами истории Торы дают нам достаточно, чтобы найти этот ответ.

Когда Ривка ждала близнецов и те толкались в ее чреве, она пошла за ответом к главам поколения – Шему и Эверу.

Один из 12 разведчиков, Калев, не поддался общей истерии. В Торе сказано, что он «дошел до Хеврона» – комментаторы объясняют, что он ходил на могилу праотцов и просил их, чтобы они помогли ему устоять, не подпасть под дурное влияние большинства.

В еврейской традиции считается, что человеку не нужен посредник для разговора с Б-гом. И в этом смысле Корах прав: весь народ свят. И, тем не менее, фигура праведного главы народа очень важна: праведник, цадик, – не посредник, а наш адвокат, заступник перед Небесами, благодаря его праведности Б-г благосклоннее принимает наши молитвы.

Кто такой цадик? В чем было величие Моше в сравнении со всеми остальными?

Давайте посмотрим, как повел себя Моше, когда Корах восстал против него. Его первой реакцией было: «Завтра Б-г покажет, кто прав». Назавтра, действительно, Б-г показал это очень действенно – перед Корахом разверзлась земля. Откуда Моше мог это знать заранее? Ведь он даже не помолился Вс-вышнему, прежде чем сделать это заявление!

Рамбан объясняет это так: «Цадик говорит – Б-г слушает». Моше не сомневался в том, что Вс-вышний примет и одобрит его оценку ситуации. Почему? Потому что цадик полностью предан Вс-вышнему, он полностью подавляет свои личные желания и взгляды, становясь воплощением истины, носителем Б-жественной идеи. Становясь ближе к такому человеку, все мы становимся ближе к самому Б-гу, обретаем связь с истиной.

Комментируя заповедь о «половине шекеля», мудрецы говорят так: средняя буква слова «половина», «махацит» – это цади (цадик, праведник). В непосредственной близости от цади находятся буквы хет и йуд, вместе – «хай, жизнь». Наиболее удалены от цади – буквы мем и тет, «мет, мертвый». Тот, кто близок к цадику, тот связан с жизнью, Б-жественностью. Тот, кто далек от него, – далек от истинной жизненности.

В этот шабат будет 21-я годовщина ухода из этого мира Седьмого Любавического Ребе. Это был настоящий, истинный цадик. Считается, что после смерти цадик по-прежнему жив, и даже в большей степени жив, ибо его святость больше не ограничена рамками тела.

Ощущая связь с душой цадика, мы получаем поддержку и дополнительную силу в нашем служении Творцу.

Ребе говорил, что в нашем поколении еврей должен еще больше, чем раньше, чувствовать свою ответственность за другого еврея. Следуя этому принципу, мы готовим себя и весь мир к приходу Машиаха.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину