13.12.2010
Традиции Хануки у ашкеназских евреев
Традиции Хануки у ашкеназских евреев
О ханукальных традициях ашкеназских евреев рассказывает Валерий Дымшиц – этнограф, переводчик, директор центра «Петербургская Иудаика».
В.А. Дымшиц |
Высокий или низкий статус у Хануки?
Праздник Ханука всегда был очень важен для ашкеназов и менее значим для восточных общин (бухарских, горских евреев). В музеях можно найти множество ашкеназских ханукий, но мало кто видел ханукию в Средней Азии. Об этом же свидетельствуют и полевые исследования. На вопрос «какие праздники вы помните с детства» старые евреи Украины и Белоруссии с удовольствием вспоминают Хануку, а из пожилых горских евреев о ней не помнит никто. Почему? Дело в том, что у праздников много функций, в том числе и социальных. Ашкеназский мир имел давнюю и развитую традицию хедерного образования.
А коль скоро есть учебный год, то нужны и зимние каникулы, во время которых детям дают отдохнуть, дарят подарки, сладости. Функционально Ханука как раз и играла роль зимних каникул. На востоке развитой системы начального религиозного образования не было, образование детей было уделом узкой элиты. Нет учебного года – нет и каникул.
Ханукия. Фотография из коллекции центра «Петербургская иудаика» |
Существует такая закономерность: если у праздника нет функции, помимо непосредственно религиозной, его «житейский» статус снижается. Например, есть праздник Ту Бишват, Новый год деревьев, выпадающий на календарную зиму. В книгах о нем много написано. Но в ашкеназских общинах климат не тот, и сельским хозяйством мало занимались. Этот праздник нельзя пережить. Что праздновать? Что снега до крыши? А теперь посмотрим, какую огромную смысловую нагрузку несет Ту Бишват в Израиле: ведь это – символ возрожденной страны, садов, плодородия. Таким образом, имеет место зазор между формальным статусом праздника и жизненными реалиями. Например, формальный статус праздника Шавуот очень высок, это йом тов, заповеданный в Торе. Но при этом Шавуот весьма умозрителен, собственно ритуального в нем мало. Простому человеку трудно прочувствовать такой праздник, когда ни съесть, ни сплясать, ни ритуал выполнить. У Хануки же формальный статус довольно низок. Но фактически – все наоборот!
Ханука в XX веке: общечеловеческий национальный праздник
В XX веке Ханука приобретает новое значение. Сионистское движение прочитало в ней «военный» смысл. Апология «сильного еврея» была важна для сионистов. Из Хануки эта идея легко вычитывается, в отличие от других еврейских праздников. В XX веке Ханука стала праздником, который странным образом включает кошерных евреев в окружающий «некошерный» мир. Еврей ставит восемь свечей на окне. А у католиков и протестантов в это время тоже праздник, и они ставят на окне семь свечей. Вот и получается: у всех горят свечи – и у нас горят. Все как у людей! Зимой у все праздники, свечи, беготня по магазинам – и у нас тоже! У всех все сверкает, блестит, подмигивает – и у нас тоже! Ханука легко упаковывается в американскую действительность, где религиозны все, но сама религия удобна, конвенциональна. В условиях мультикультурного общества надо, чтобы было что предъявить соседям. Большинство еврейских обычаев требует сложных, громоздких объяснений. Ханука же в этом смысле уникальна. Никому не надо долго объяснять, почему в холодном и темном декабре зажигают огонь. Таким образом, в XX веке Ханука стала амбивалентным праздником: с одной стороны, это праздник национальной гордости, патриотизма и оружия, с другой стороны доля общечеловеческого содержания в нем куда больше, нежели в других еврейских праздниках.
Ханукия. Фотография из коллекции центра «Петербургская иудаика» |
Карты еврейской масти
В Хануку ашкеназские евреи играли в карты. В коллекции Российского этнографического музея можно найти специальные «еврейские» карты с другим обозначением мастей (обычные карты с их крестями и бубнами евреям не нравились). Играли и в дрейдл – примитивный вариант рулетки. Более «продвинутые» баловались шахматами. Вообще-то, азартные игры – вещь малопочтенная и запрещенная Талмудом. Но и игры интеллектуальные не слишком поощрялись, ведь это напрасная потеря времени, предназначенного для изучения Торы. Согласно Бахтину, подчеркивание основополагающих религиозных ценностей происходит через их профанацию в карнавале. Еврейская традиция не одобряет пьянство. Но в Пурим надо напиться. Ни одна религиозная традиция не поощряет лицедейство. В Пурим положено устраивать представления. Азартные игры не рекомендуются – а в Хануку они приобретают характер поощряемого обычая.
Из чего делают латкес?
Конечно же, вы скажете – из картошки. В Петербурге все так думают. Ведь большинство евреев Петербурга – выходцы из Белоруссии, а там кроме картошки растут только сосновые шишки. Но картошка вошла в обиход довольно поздно, ведь до середины XIX века картофель не имел серьезного распространения в Восточной Европе. Согласно мемуарной литературе (возьмем, например, мемуары Полины Венгеровой: женские мемуары – бесценный кладезь бытовых подробностей), в первой половине XIX века, латкес делали из гречаной муки. В начале XXI века в самых разных местах Украины наши информанты говорили нам, что латкес – это, конечно же, оладьи из гречаной муки. С точки зрения более зажиточных украинцев, картофельные оладьи – это обыденное блюдо, а греча дороже и больше подходит для праздничного стола.
Выставка ритуалльных предметов, собранных экспедициями Ан-ского, в помещении Петербургского еврейского историко-этнографического общества. 1914 г. Фотография из коллекции центра «Петербургская иудаика» |
Интересна и сама этимология идишского слова «латкес». На самом деле, оно происходит от «оладки». Здесь имеет место лингвистическое явление гиперкоррекции: носители идиша искренне считали, что в слове «оладки» (произносимом как «аладки»), первый звук «а» – это неопределенный артикль. «А латке», во множественном числе – «латкес»! Такая же участь постигала и другие слова, начинающиеся с «а». Мне приходилось, например, слышать слово «а кушерке», то есть «акушерка».
И еще о картошке. В Белоруссии известен «рецепт» изготовления Ханукии из картофелин. Берут 4 картофелины, режут пополам. 8 полусфер разрезом вниз ставят на подоконнике, наверху делают углубление, наливают масло, вставляют фитиль из ваты. «Бедняцкий» вариант Ханукии готов!
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2