Праздник Шавуот в СинагогеКонцерт «Еврейские хиты + 5»

28 мая 2017 / 3 сивана 5777

Шавуот 31 мая

05.10.2010

Симхат Тора: праздник, который отмечают ногами,
а не головой

Беседа с петербургским раввином Цви Пинским

Симхат Тора СПб интервью с раввином Пинским- Рав Цви, в чем смысл Акафот – танцев с Торой? Тора, вроде бы, для того, чтобы ее учить, а не чтобы с ней танцевать?

- Основная идея праздника Симхат Тора такова: мы радуемся, что у нас есть Тора. А танец – это проявление радости. Причем для танцев выносят даже некошерные свитки Торы – те, которые уже нельзя читать в Синагоге. Почему? Дело в том, что в Симхат Тору мы не читаем Тору, не углубляемся в нее. Мы просто радуемся ей! Симхат Тора – это праздник, который отмечают не головой, а ногами. Символично, что во время танца Тора закрыта: наше понимание Торы может быть разным, кто-то ее изучает всю жизнь, а кто-то ни разу не открыл. Но, как бы то ни было, Тора – наша. Это твоя собственность. Ты можешь взять ее и танцевать с ней!

- А почему во время Акафот обходят вокруг бимы семь раз? Магическое число?

- Не магическое, но особенное для еврейской традиции. Семь сефирот (Б-жественных эманаций) Кабалы, семь ушпизин – Небесных гостей, посещающих Сукку, семь дней творения. Можно также вспомнить, что евреи при завоевании Иерихона обошли вокруг него семь раз, после чего стены рухнули. Сама традиция Акафот достаточно древняя. О ней говорится уже в «Шулхан Арухе» с комментариями Рама» (16 век).

- Правда ли, что Симхат Тора – это праздник диаспоры, а в Израиле он не отмечается?

- Это не совсем верно. Просто в диаспоре все установленной Торой праздники, отмечаемые в Израиле в течение одного дня, «удваиваются». Этому есть исторические причины. Во времена Храма еврейских календарей, таких, как мы издаем в Петербурге, еще не существовало. Время новомесячья отдельно определялось Сангедрином. И всякий раз отправляли гонцов, которые сообщали об этом евреям, живущим в отдаленных областях. Гонцы могли задержаться, а значит, известие о начале нового месяца могло запоздать. Поэтому в диаспоре еврейские праздники, а они обычно выпадают на середину месяца, стали праздновать на протяжении двух дней, чтобы подстраховаться на случай возможной ошибки в дате. Соответственно, в Израиле Шмини Ацерет празднуют вместе с Симхат Торой, а в диаспоре эти праздники разнесены на разные дни.

- А как вообще появился этот праздник? Ведь в Торе говорится только про Шмини Ацерет, а про Симхат Тору – ни слова…

- Само словосочетание «Симхат Тора» появляется еще во времена Талмуда. Симхат Тору празднуют в честь окончания годичного чтения Торы в синагогах и начала нового цикла. Но сам праздник принял сегодняшние формы уже в постталмудическое время – в эпоху гаонов. Дело в том, что в эпоху Талмуда сами циклы чтения Торы были разными. В Израиле Тору прочитывали целиком в течение 3,5 лет. И Пятикнижие было разделено на соответствующие разделы. А в Вавилонии цикл был приближен к современному – Тору прочитывали за год. В эпоху гаонов (6 – 11 вв.) окончательно утвердился годичный цикл чтения Торы и было выработано современное разделение на «недельные главы». Хотя имелись и исключения – например, еще во времена Рамбама (12 в.) еврейские общины Египта читали Тору в соответствии с «израильским» циклом.

- Перед праздником Симхат Тора в Синагоге перекрывают вход в Сукку, с чем это связано?

- Дело в том, что даже в Шмини Ацерет неоднозначно, что нужно сидеть в Сукке. Это, скорее, вошедшая в традицию «перестраховка», отсылающая нас к тем временам, когда о начале нового месяца возвещали гонцы. Поэтому в Шмини Ацерет в Сукке сидят, но благословение не говорят. А вот уже в Симхат Тору в Сукке точно нельзя сидеть, ибо в иудаизме есть такой принцип: «баль тосиф» – нельзя добавлять от себя к тому, что уже заповедано.

- Есть ли какое-то объяснение – почему именно Симхат Тора, а не, например, Рош Ашана или Песах стала главным праздником для советских евреев? Почему в Москве и Петербурге в этот день синагоги были полны, невзирая на все связанные с этим опасности?

- Возможно, у социологов будет свое объяснение. Я же дам «ненаучный» ответ. Идея в том, что евреи в СССР были оторваны от Торы. Но бессознательно их душа всегда к ней тянулась. И эта тяга на мистическом уровне особенно проявлялась в Симхат Тору – праздник, подчеркивающий связь евреев с Торой.

- В Симхат Тору некоторые считают, что обязательно нужно напиться. Вы рекомендуете?

- Такого обычая нет, в отличие от Пурима. Симхат Тора – это веселье. И если небольшой «лехаим» поможет вам радоваться, то можно выпить. Если же это приведет к недостойному поведению – то лучше не надо. Напиваться – не в наших традициях!



Вконтакте
Facebook

ЦЕНТР ИЗРАИЛЬСКОЙ МЕДИЦИНЫ
Все
В Петербурге
В мире
26 мая 2017
10 апреля 2017
07 апреля 2017
06 апреля 2017
24 февраля 2017
23 февраля 2017
15 февраля 2017
25 декабря 2016
21 декабря 2016
16 декабря 2016
04 ноября 2016
27 сентября 2016
23 сентября 2016
18 апреля 2016
10 марта 2016
23 февраля 2016
15 февраля 2016
05 февраля 2016
21 января 2016
11 января 2016
06 января 2016
04 января 2016
23 ноября 2015
18 ноября 2015
31 октября 2015
26 октября 2015
09 сентября 2015
26 августа 2015
24 июля 2015
29 мая 2015
30 апреля 2015
24 апреля 2015
15 апреля 2015
14 апреля 2015
25 марта 2015
24 марта 2015
27 февраля 2015
25 февраля 2015
18 февраля 2015
09 февраля 2015
26 января 2015
20 января 2015
25 декабря 2014
11 декабря 2014
09 декабря 2014
01 декабря 2014
17 ноября 2014
06 ноября 2014
30 октября 2014
15 октября 2014
11 сентября 2014
08 сентября 2014
05 сентября 2014
04 сентября 2014
22 августа 2014
21 августа 2014
13 августа 2014
12 августа 2014
08 августа 2014
12 июня 2014
14 апреля 2014
11 ноября 2011
Гостевой дом Архивный поиск