30 апреля 2017 / 4 ияра 5777

13.03.2015

Верните себя себе!

Главный раввин Петербурга М.-М. Певзнер о сути и смысле шабата

На этой неделе мы читаем главы Торы Ваякэль-Пкудей. Здесь повторяется рассказ о строительстве Мишкана. А начинается глава Ваякэль с того, что Моше собирает Шабат еврейская традициянарод и говорит им: шесть дней работайте, а седьмой день – святой.

Из этого следует серьезнейший вывод: несмотря на то, что строительство Мишкана важно, что построить его нужно быстро, даже ради этого нельзя нарушить шабат.

Что такое шабат и почему мы отдыхаем в Седьмой День?

В главе Берешит (Бытие) сказано: «И благословил Б-г день седьмой, и освятил его, ибо в этот день отдыхал от всей работы Своей».

В Десяти Заповедях, данных на горе Синай, формулировка иная: «Помни день субботний, чтобы освящать его». Здесь уже намек не только на физическое отдохновение, но и на некий духовный аспект этого отдыха.

В главе Ки Тиса говорится так: «В шесть дней создал Г-сподь небо и землю, а в день седьмой ваинофош (перестал работать)». Великий комментатор Торы Раши объясняет, что слово «ваинофош» – однокоренное со словом «нефеш», душа. То есть, в шабат наша душа должна отдыхать, возвращаться к нам во всей полноте после суеты будних дней.

Вас ничего тут не удивляет? Наверное, многие зададут себе вопрос: а зачем Б-гу отдых? Это действительно выглядит странно, и, как всегда в подобных случаях, многие комментаторы стараются дать ответ на этот вопрос.

Раши говорит, что Б-гу, разумеется, отдых не нужен, но Он таким образом подает людям пример. Известно, что именно евреи принесли в мир представление о выходном дне. В древних обществах выходных не было, работали все дни подряд.

Рамбам в «Морэ Нэвухим» («Путеводитель заблудших») дает следующее объяснение. «Б-г отдыхал в седьмой день» следует понимать так, что Он перестал создавать новое. После шести дней созидания Он останавливает процесс творения, мир застывает в фазе шестого дня.

В хасидской философии ответ дается совсем неожиданный. Б-г действительно отдыхал! Но, конечно, имелся в виду не отдых в человеческом понимании. Помните, в рассказе о Сотворении Мира повторяется: «И увидел Б-г то, что Он создал, и вот, это хорошо». Вот это и есть отдых Вс-вышнего! То сродни восторгу художника, который завершил картину и любуется ею. Он созерцает ее как бы со стороны, улыбаясь от радости. Пока он трудился, ему было тяжело, возможно, его осаждали сомнения: а хорошо ли то, что я пишу, а нужно ли это кому-то? А теперь, когда работа завершена, его охватывает чувство довольства и свершения. Так и Вс-вышний: в Седьмой День Он испытывал наслаждение от проделанной работы, смотрел на него взглядом творца, который уже не занят непосредственно созиданием, но видит в своем творении завершенность, смысл и цель.

И это сущность шабата.

Во всех благословениях на исполнение заповеди мы говорим: «вэцивану» – «и заповедал нам». В субботнем кидуше слова другие: «вэ роцо бану» – «и пожелал нас». Все дни Б-г нам велит и заповедует. В шабат он просто радуется нам, и эта радость так велика, что Он дает нам удивительный подарок: новый модус бытия. «Просто еврей» и «еврей в шабат» – две разные сущности. Достаточно поглядеть на то, как меняется еврей перед наступлением шабата. У него другое выражение лица, другой, «субботний», вид. Шабат дает нам уникальное ощущение, которое невозможно ни в какой другой день.

Есть известная майса о том, как рабби Йегуда Анаси пригласил на субботнюю трапезу римского императора. И тому так понравилось угощение, что он велел приготовить у себя дома все те же блюда. Но с удивлением обнаружил, что чего-то недостает – и стал расспрашивать рабби, что же он сделал не так. «В твоей еде недоставало вкуса шабата», – отвечал р. Йегуда Анаси.

Мудрецы говорят, что мы должны воспринимать субботу как подарок, возможность подумать о смысле и цели нашей жизни, «вернуть себе себя». Это возможность услышать свою душу, получить новое удовольствие от всего, что окружало нас всю неделю.

В самом деле, когда еще мы сможем собраться всей семьей, отключить телефоны и Интернет, насладиться общением, набраться душевных сил на всю неделю вперед?

Давайте будем пользоваться этим замечательным подарком Вс-вышнего – соблюдать шабат!



Вконтакте
Facebook

ЦЕНТР ИЗРАИЛЬСКОЙ МЕДИЦИНЫ Остеопат из Израиля Канцепольской
Все
В Петербурге
В мире
10 апреля 2017
07 апреля 2017
06 апреля 2017
24 февраля 2017
23 февраля 2017
15 февраля 2017
25 декабря 2016
21 декабря 2016
16 декабря 2016
04 ноября 2016
27 сентября 2016
23 сентября 2016
18 апреля 2016
10 марта 2016
23 февраля 2016
15 февраля 2016
05 февраля 2016
21 января 2016
11 января 2016
06 января 2016
04 января 2016
23 ноября 2015
18 ноября 2015
31 октября 2015
26 октября 2015
09 сентября 2015
26 августа 2015
24 июля 2015
29 мая 2015
30 апреля 2015
24 апреля 2015
15 апреля 2015
14 апреля 2015
25 марта 2015
24 марта 2015
27 февраля 2015
25 февраля 2015
18 февраля 2015
09 февраля 2015
26 января 2015
20 января 2015
25 декабря 2014
11 декабря 2014
09 декабря 2014
01 декабря 2014
17 ноября 2014
06 ноября 2014
30 октября 2014
15 октября 2014
11 сентября 2014
08 сентября 2014
05 сентября 2014
04 сентября 2014
22 августа 2014
21 августа 2014
13 августа 2014
12 августа 2014
08 августа 2014
12 июня 2014
14 апреля 2014
11 ноября 2011
Гостевой дом Архивный поиск